Приветственное слово протоиерея О.Ширинкина на конференции по духовному краеведению «Собор святых, в земле Пермской просиявших: связь времен»

12 марта 2016 год

Дорогие братья и сестры!

Господь через свое избрание святого равноапостольного великого князя Владимира даровал русскому народу выбор Православной веры. Мы знаем, что одновременно с Церковью Христовой в Русской земле создавалась и государственность. Россия уникальна тем, что на основе Православной веры, на этом прочном нравственном фундаменте созидалось наше Отечество, государство, культура, образование и все то благое, что возвысило нашу Родину до уровня великой мощной державы.

История государства Российского ясно свидетельствует, что наш народ тогда побеждал внешних и внутренних врагов, когда верно сохранял веру своих отцов. Ушедший в прошлое XX век ясно засвидетельствовал, что Русь не оскудела подвижниками веры и благочестия, невзирая на то, что к власти пришли безбожники и гонители веры:  архипастыри и пастыри, монашествующие и многие миряне засвидетельствовали даже «до смерти» свою верность Христу.

 Потому и мы, ныне живущие и находящиеся в ограде Церкви Христовой, обязаны показать подрастающему поколению пример мужества и стойкости, верности Христу новомучеников и исповедников Российских, чтобы для него заповеди Христовы стали путеводными вехами в земной жизни. Чтобы наши воспитанники усвоили, что с верой можно победить все трудности и нестроения, которые возникают в Отечестве, в обществе и в личной жизни; поняли, что они должны укрепляться в вере Православной,  жить церковной жизнью, ею радуясь и утешаясь.

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, проходивший 2 – 4 февраля 2011года, принял документ «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших». Его определение, в первую очередь, направлено к нам – православной пастве, и мы, как чада нашей Матери-Церкви, должны его поддержать.

В свете исполнения решения Собора наш отдел ЦПШ проводит игру-путешествие «Пермь Великая православная», которая включает в себя научно-исследовательское, просветительское и информационное направления. Педагоги и учащиеся воскресных школ работают в архивах, собирают, обрабатывают и систематизируют документы; в первую очередь – исторические материалы биографического характера с целью выявления пострадавших за веру священно- и церковнослужителей, мирян Пермской епархии.

Игра-путешествие «Пермь Великая православная» помогает нам организовать на приходах сбор историко-краеведческих материалов по теме «Гонения на Русскую Православную Церковь в XX веке». Надеюсь, что эта работа будет помогать отцам благочинным и настоятелям нашей епархии прославлять, почитать и сохранять память новомучеников, исповедников и всех невинно пострадавших в то страшное время.

В заключение своего выступления предлагаю вам обратить внимание на озабоченность священноначалия нашей церкви об увековечении подвига новомучеников и исповедников. На заседании секции «Увековечение подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской», которое проводилось в рамках конференции «Прославление и почитание святых» 22 января 2015года, член Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Олег Митров сказал о значении духовного подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской в сохранении цивилизационных основ русской государственности. Он отметил, что хотя святость как феномен русской культуры имеет тысячелетнюю историю, именно в начале XX века было прославлено святых больше, чем за 1000 лет христианства на Руси. Однако сегодня, одновременно с признанием подвига новомучеников, Церковь столкнулась с проблемой не только недостаточного знания со стороны верующих о жизни новомучеников, но и недостаточного почитания вновь прославленных святых: «Сегодня в нашем календаре более 1700 имен новомучеников, при этом люди знают об их жизни очень мало и практически не почитают их. Это большая духовная проблема. По слову Симеона Нового Богослова, не желающий с любовью через смиренномудрие достичь единения с последними из святых, никогда не соединится с прежними и предшествующими святыми… Новомученики жили в эпоху, когда современное общество практически сформировалось, поэтому их опыт гораздо ближе нашей жизни, чем опыт древних святых».