Краеведческая экспедиция «На Родину священномученика Андроника, архиепископа Пермского и Кунгурского. По местам паломничества святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны»

Краеведческая экспедиция «На Родину священномученика Андроника, архиепископа Пермского и Кунгурского. По местам паломничества святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны»

Скачать Дневник Паломника >>>

Вспоминая великие страницы русской истории

«Пермь — Ярославль — Углич — Поводнево — Кострома — Тутаев (Романов-Борисоглебск) –Мышкин — Ярославль — Пермь»

Воспитанники воскресных школ Пермской епархии, продолжая игру-путешествие «Пермь Великая Православная», побывали в краеведческой экспедиции «На Родину священномученика Андроника, архиепископа Пермского и Кунгурского. По местам паломничества святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны».

Пять дней со 2 по 6 ноября по благословению Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского, продолжалась краеведческая экспедиция воспитанников и педагогов воскресных школ по маршруту Пермь – Ярославль – Углич – Поводнево – Кострома – Тутаев (Романов-Борисоглебск) – Мышкин — Ярославль – Пермь. В экспедиции приняли участие 9 детей и 9 взрослых, всего 18 человек из воскресных школ. Организатором поездки выступил отдел церковно-приходских школ Пермской епархии.


ДНЕВНИК ПАЛОМНИКА


3 ноября 2019 года

Главная цель нашей поездки – посетить Родину священномученика Андроника, архиепископа Пермского и Кунгурского.

Детство священномученика Андроника связано с Ярославской землей. Владимир Никольский, будущий священномученик Андроник, родился 14 (1) августа 1870 года в селе Поводнево Мышкинского уезда Ярославской губернии. Отец Владимира – Александр Георгиевич – был псаломщиком, а позднее диаконом в храме Преображения Господня села Поводнево; мать – Екатерина Николаевна – всю жизнь была его верной спутницей жизни и помощницей в делах. Володя воспитывался в благочестии, участвуя в церковных службах и помогая отцу возделывать землю. С девяти лет  Владимир учился в  Угличском духовном училище. С 1885 по 1891 годы в Ярославской Духовной семинарии.

 

Мы побывали в храме в честь Преображения Господня села Поводнево, один из престолов которого освящен во имя священномученика Андроника. Здесь нас тепло встретил настоятель храма священник Андрей Колесников, который отслужил молебен священномученику Андронику и рассказал историю храма.

После соборной молитвы мы поднялись в летний храм в честь Преображения Господня.

Здесь почти ничего не изменилось с того времени, как сюда  каждое воскресенье приходил маленький Володя Никольский, здесь он молился, помогал в алтаре и часто причащался Святых Христовых Тайн.  Храм дышит стариной, его наполняют живые лики Божиих угодников, которые смотрят на нас  с намоленных икон.

За этим храмом похоронены родители священномученика Андроника диакон Александр Георгиевич и Екатерина Николаевна Никольские. Мы побывали на могиле и поклонились родителям Владыки, отец Андрей отслужил литию.  

Время летит незаметно, и расставаться совсем не хочется. Сделав несколько общих фотографий и обменявшись подарками, мы пригласили батюшку Андрея к нам в Пермь, а он пригласил нас в город Мышкин на совместную трапезу.

Кроме храма в честь Преображения Господня, юные краеведы в Ярославле побывали рядом с бывшей Духовной Семинарией, где учился священномученик Андроник.

Так как сейчас в этом здании находится Педагогический университет, мы не стали заходить внутрь, а лишь сделали несколько фотографий.

Вторая  цель паломнической экспедиции – посетить места паломничества святой преподобномученицы  Великой княгини Елисаветы Феодоровны с Великим князем Сергием Александровичем.

Великая Княгиня Елисавета Феодоровна была на Ярославской земле вместе со своим супругом Великим Князем Сергием Александровичем.

Их Императорские Высочества посетили  Ярославскую губернию  в 1892 году со 2 по 6 июня. В Ярославле августейшие супруги были проездом в город Углич на торжество в честь освящения дворца святого Царевича Димитрия. 2 июня в Ярославле они посетили Спасо-Преображенский монастырь и поклонились мощам святых благоверных князей Феодора и чад его Давида  и Константина, ярославских чудотворцев.

На обратном пути 4  июня Великий Князь Сергий и Великая Княгиня Елисавета посетили Введенский Толгский монастырь и поклонились его святыням. 5 июня они побывали в Успенском кафедральном соборе, где приложились к святым мощам  благоверных князей Василия и Константина. После посетили старинные храмы города.

Ярославль — древний город, его основал Ярослав Мудрый в 1010 году. В начале XVII века Ярославль сыграл ключевую роль в событиях Смутного времени, став центром борьбы с иноземными захватчиками. В 1609 году город героически выдержал осаду польско-литовских интервентов. В 1612 году Ярославль выполнял функции временной столицы России: здесь расположилось народное Ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. В Ярославле были созданы высшие органы государственной власти: созван «Совет всея земли». За время пребывания на ярославской земле Ополчение выросло с трех тысяч человек до двадцати тысяч. Накопив силы и получив финансовую поддержку ярославских купцов, оно пошло на Москву и освободило столицу.

Сегодня Ярославль — центр Ярославско-Ростовской епархии с более чем тысячелетней историей. Епархия всегда была известна подвижниками: трое архиереев, возглавлявших ее в разные периоды истории, были посвящены в сан Патриарха Московского и Всея Руси, восемь причислены к лику святых. Многие имена, священные для россиян, связаны с ярославской землей: святитель Леонтий Ростовский, один из первых проповедников христианства на Руси; высоко чтимый россиянами преподобный Сергий Радонежский; защитники Отечества — благоверный князь Александр Невский и адмирал Федор Ушаков и многие, многие другие.

В Ярославль  пермские краеведы прибыли на поезде 3 ноября. После трапезы в  Кирилло-Афанасьевском монастыре, как и Великокняжеская чета Сергий Александрович  и Елизавета Федоровна, отправились в город Углич.

Углич — небольшой старинный русский город в Ярославской области, уютно расположившийся на берегу Волги в месте её крутого изгиба (Угол реки). Это город с почти тысячелетней историей, атмосферой русской старины. Углич входит в Золотое кольцо России и известен, прежде всего, тем, что именно здесь 15 мая 1591 года был убит царевич Дмитрий – младший сын Ивана Грозного и последний потомок династии Рюриковичей. С давних времен Углич славится многочисленными святынями, монастырями и храмами. Многие праведники и подвижники благочестия освящали своими трудами город Углич и его окрестности.

Их Императорские Высочества августейший московский генерал-губернатор  Великий Князь Сергий Александрович и августейшая супруга его Великая Княгиня Елисавета Феодоровна прибыли  в Углич 3 июня на торжество освящения возобновленного дворца Царевича Димитрия. По дороге августейшая семья останавливалась в Борисоглебске, Рыбинске, Мышкине.

 

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Святой благоверный Царевич Димитрий был сыном царя Иоанна Грозного. В царствование Феодора Иоанновича, царевич Димитрий вместе с матерью, царицей Марией Феодоровной, был удален со Двора в г. Углич. Желая избавиться от законного наследника русского трона, Борис Годунов стал действовать против царевича, как против личного врага. Сначала он пытался оклеветать юного наследника престола, распустив лживые слухи о его мнимой незаконнорожденности. Потом распространил новый вымысел, что будто бы Димитрий унаследовал суровость Государя отца своего. Поскольку эти действия не принесли желаемого, то коварный Борис решился погубить царевича. В субботний день 15 мая 1591 г., когда отрок гулял с кормилицей во дворе, подосланные убийцы зверски зарезали царевича. Царевич Димитрий был погребен в Угличе, во дворцовом храме в честь Преображения Господня. Множество чудес и исцелений стало совершаться у его гробницы. 3 июля 1606 г. святые мощи страстотерпца царевича Димитрия были обретены нетленными.

В Угличе мы побывали в Углическом кремле. Посетили Спасо-Преображенский собор,

прогулялись вдоль Княжеских палат, здесь жили вдовствующая царица Мария Нагая, седьмая жена царя Иоанна Грозного со своим маленьким сыном Царевичем Димитрием.

Побывали с экскурсией в  Церкви Царевича Димитрия «На крови».

Этот храм  и святое место,  и исторический памятник, построенный на месте гибели царевича Димитрия в конце XVIII века.

Внутреннее убранство храма, его иконостас, настенная роспись сохранились в первозданном виде. В храме находятся вещи, с помощью которых переносили в Москву тело царевича Димитрия: носилки, рака, слюдяной фонарь.

Здесь находится и колокол, который созывал угличан на бунт в день гибели царевича.

Колокол тогда сбросили с колокольни, отрубили ухо, вырвали язык, побили плетьми и отправили в ссылку в далёкий город Тобольск. Он был там несколько сотен лет. Сегодня ссыльный колокол вновь находится в Угличе.

Далее пермские паломники посетили Богоявленский женский монастырь. По преданию монастырь основан в конце XIV века женой Димитрия Донского – великой княгиней Евдокией, в иночестве Евфросинией. В монастыре 20 ноября 1591 г. была пострижена в инокини царица Мария Федоровна Нагая, мать царевича Димитрия.

Мы посетили два храма этой святой обители:

  • В Богоявленском соборе приложились к мощевику с 24 частицами святых мощей угодников Божиих и к списку иконы Божией Матери «Свеча неугасимая огня невещественного».
  • В храме иконы Божией Матери «Феодоровская» юные краеведы любовались проявившимися фресками храма и приложились к чудотворному списку костромской иконы Божией Матери «Феодоровская», подаренной монастырю в 1620 году великой старицей инокиней Марфой (Ксенией Шастовой, матерью первого царя династии Романовых Михаила Федоровича).

Еще одно святое место Углича, где побывали пермские паломники – Церковь Царевича Димитрия «на поле», построенная во имя перенесения святых  мощей царевича из Углича в Москву.

Почему храм называется «на поле»? Предание гласит 3 июня 1606 года, когда мощи царевича Димитрия переносили из Углича в Москву, процессия остановилась здесь, где в то время было пустое поле, для того, чтобы горожане могли проститься с царевичем. Сутки под открытым небом духовенство непрерывно вело богослужение. Во время Божественной Литургии произошло событие, положившее начало основанию на этом месте храма – из гроба, где находились мощи Димитрия, на землю пролилась струйка крови. Святыню бережно собрало духовенство и вложило вместе с землёю в серебряную раку. 3 июля траурная процессия торжественно прибыла в Москву.  Тело Царевича Димитрия упокоилось в Архангельском соборе Кремля. Вскоре на святом месте прощания горожан с царевичем Димитрием была выстроена часовня.  После, с 1798 по 1814 годы, был построен этот храм.

Внутреннее убранство храма, его иконостас, настенная роспись, так же как и в храме Царевича Димитрия «на Крови» сохранились в первозданном виде. А так как храм никогда не закрывался в богоборческое время XX  века свозились святыни из закрытых храмов, в нем собраны уникальные, неповторимые иконы.

Вот некоторые святыни храм:

  • Старинная икона святого Царевича Димитрия,
  • Рака с частицей мощей Царевича Димитрия и плащаница;
  • Ковчег с мощами Святого благоверного князя Романа Угличского. Он был третьим Угличским князем и на княжеском престоле возвысился добродетелями и благочестием до лика местночтимых святых;
  • Ковчег с мощами младенца мученика Иоанна (Чеполосова), убиенного 25 мая 1663 года. Он показал высокое исповедничество любви к Богу и родителям, отказавшись учиться магии, за что и претерпел жестокие мучения от своего учителя;
  • Чудотворный образ Покрова Пресвятой Богородицы, принесенный из разоренного в 1930 г. Покровского монастыря;
  • Икона святого мученика Иоанна Воина. Образ был подарен храму угличским купцом Михаилом Александровичем Хорхориным. Трижды икону воровали из храма, и все три раза она вновь чудесным образом возвращалась в храм, последний раз в 1993 году.
  • Чтимая икона Божией Матери «Нечаянная Радость»;
  • Мироточивая икона Божией Матери «Тихвинская»;
  • Явленная икона Корсунской Божией Матери из села Станы;
  • Афонский образ Святителя Николая;
  • Икона Угличских Святых.

Вечером 3 ноября пермские паломники вернулись в Ярославль и поселились в Свято-Введенском Толгском женском монастыре. Обитель была основана в 1314 г. на месте явления чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Толгской. Сама Царица Небесная благословила эту землю явлением Своего чудотворного Образа.

Здесь мы с сестрами и паломниками монастыря молились на Всенощном бдении в  Крестовоздвиженском храме обители. Многие из нас за вечерним богослужением исповедались.   С большой радостью и любовью мы приложились к святыням Толгского монастыря.

Среди них:

  • Святые мощи святителя Игнатия Брянчанинова, учителя современного монашества;
  • Чудотворная икона Божией Матери Толгская, явленная в 1314 году;
  • Частица Ризы Господа нашего Иисуса Христа;
  • Чудотворный список иконы Божией Матери «Экономисса».

4 ноября 2019 года 

Празднование Казанской иконы Божией Матери и День народного единства.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

В этот день в 1612 году второе народное ополчение под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польско-литовских интервентов, неся с собой Казанскую икону Пресвятой Богородицы, как  святыню ополчения. Образ был чудесно явлен в Казани в 1579 году незадолго до Смуты и сразу стал очень чтимым среди верующих. Именно, поэтому икону взяли в качестве символа освобождения Руси от захватчиков. Зная, что бедствие попущено за грехи, участники ополчения наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. Молитва была услышана. От находившегося в плену у поляков святителя Арсения пришла весть, что ему в видении было открыто о перемене суда Божия на милость, по заступничеству Пресвятой Девы. Воодушевленные известием Русские войска 4 ноября 1612 года взяли приступом Китай-город. Практически полностью установив контроль над Москвой. Поляки заперлись в Кремле и сдались через месяц на милость победителя. В память этого события и установлены эти два праздника.

4 ноября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери пермские паломники молились на Божественной Литургии в Казанском  монастыре города Ярославля. Этот день для города Ярославля  знаменателен. Ведь 407 лет назад Народное ополчение, возглавляемое  Козьмой Мининым и Дмитрием Пожарским выступило отсюда из Ярославля на освобождение Москвы от польско-литовских интервентов.

Праздничное Богослужение в Казанском соборе обители совершили митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон, епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин и викарный епископ Некрасовский Борис в сослужении клириков Ярославской и Рыбинской епархий.

Во время Божественной литургии многие из нас причастились Святых Христовых Тайн.

 

Святыни монастыря:

  • Чудотворный образ Казанской иконы Божией Матери (XIX века),
  • Мощи святителя Агафангела, митрополита Ярославского.

Святитель Агафангел (Преображенский)  имеет прямое отношение и к нашей Пермской земле – он более года  находился в заточении в Пермской тюрьме за свои религиозные убеждения.

После прошел  крестный ход от Казанского монастыря до  Кирилло-Афанасиевского монастыря, где  был освящен памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

 

Во второй половине дня пермские краеведы на автобусе отправились в город Кострому.


Кострома – старинный русский город, раскинувшийся на берегах реки Волги. Город основан в 1152 году Суздальским князем Юрием Долгоруким.  Во времена правления Владимира Ярославича в Костроме была обретена  икона Божией Матери Федоровская, сохранившаяся до наших дней. Кострома  занимает достойное место в списке городов «Золотого кольца» и  считается колыбелью рода Романовых.

 

Великая княгиня Елисавета Феодоровна трижды посещала Кострому.

Первый раз в  1898 году она со своим супругом Великим князем Сергием Александровичем встречалась с костромскими архиереями на предмет открытия в Костроме отделения Императорского Православного Палестинского Общества.

Второй с 18 по 20 мая 1913 года Великая Княгиня посещала Кострому вместе с Царской семьей Николая II в дни празднования 300-летия Дома Романовых.

В последний третий визит в Кострому 8-9 июля 1916 года Елисавета Феодоровна посетила госпиталь в Крестовоздвиженском монастыре, ясли Общества «Помощь детям»  и госпиталь при льнопрядильной мануфактуре.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Четыре века назад Ипатьевский монастырь Костромы стал местом, откуда родоначальник новой династии – Михаил Романов призывался на Российское царство. Сюда и явились послы Московского Земского собора, чтобы вручить юному царю (ему было тогда 16 лет) разорённую Смутой державу.

Решение о вступлении на престол было трудным, но Михаил под покровительством матери, не побоялся его принять. Именно с этого момента Кострома навсегда вошла в историю российской государственности как колыбель Августейшего Дома Романовых. После избрания царя Михаила члены царской семьи стали почитать Ипатьевский монастырь своей фамильной святыней и, вступая на престол, считали своим долгом побывать в Костроме. Город посетили: Императрица Екатерина II, император  Павел I,   Александр I, Николай I, Александр II, Александр III. Но самым знаменитым и торжественным стал визит Николая II и его Императорской семьи в Кострому, посвящённый трёхсотлетию дома Романовы, празднование которого прошло в 1913 году.

В Костроме мы побывали в двух монастырях.

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

Считается, что монастырь основан татарским мурзой Четом, родоначальником рода Годуновых, бежавшим из Золотой Орды к Ивану Калите и принявшем крещение под именем Захария. Основанный в начале XIV столетия в честь Пресвятой Троицы и во имя святителя Ипатия епископа Гангрского, монастырь по праву считается одним из древнейших в нашем Отечестве.  История обители  связана с именами Великих князей Василия Ярославича, святого благоверного князя Димитрия Донского, великого князя Московского и Владимирского Василия I Дмитриевича и великого князя Московского Василия II Темного, царей Иоанна IV Грозного, Федора Иоанновича, Бориса Годунова.  В кельях монастыря, во время Великой Смуты жили юный Михаил Романов со своей Матерью монахиней Марфой.

Во имя время экскурсии мы посетили Троицкий собор и Палаты бояр Романовых.

Богоявленский-Анастасиин женский монастырь

Ранее это было три монастыря: Богоявленский мужской, Крестовоздвиженский и Анастасиинский женский. Основателем первого считается старец Никита, ученик преподобного Сергия Радонежского. После пожара в 1847 г. мужской монастырь был упразднен и передан в ведение женского Крестовоздвиженского. Анастасиин монастырь был основан в XV веке первой женой Иоанна Грозного Анастасией Романовной. В 1764 году монастырь был упразднен, а монахини переведены в Крестовоздвиженский монастырь. Через десять лет Анастасиин монастырь был восстановлен на прежнем своем месте под названием Крестовоздвиженский Анастасиин. Ныне монастырь носит название Богоявленский-Анастасиин женский монастырь. Годом основания Богоявленского монастыря считают 1426 год, когда был освящён первый храм – в честь Богоявления Господня.

Мы посетили Богоявленский-Анастасиин Собор монастыря, поклонились и приложились к его святыням:

  • чудотворной Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы;
  • святым мощам преподобного Никиты Костромского;
  • святым мощам преподобного Тимона, старца Надеевского;
  • кресту-мощевику с частицами мощей 278 святых;
  • мощевику с частицами Ризы Господней, пояса и ризы Пресвятой Богородицы;
  • мироточивой иконе святителя Николая Чудотворца.

5 ноября 2019 года

Утром пермские краеведы отправились на автобусе в город Тутаев (Романов-Борисоглебск), в храм Покрова Пресвятой Богородицы.

Город Тутаев (Романов-Борисоглебск) находится в 38 км к северо-западу от Ярославля, расположен на обоих берегах реки Волги, до 1822 года это были два разных поселения. На левом берегу Волги – Романов, основанный  в XIII веке князем Романом Угличским, на правом берегу – Борисоглебск, известный с XV века и названный в честь первых русских святых, князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Указ Императора Александра Первого объединил эти поселения в один город Романов-Борисоглебск, в 1918 году город был переименован в Тутаев, в честь красноармейца Тутаева.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы — когда-то здесь существовал Новопокровский мужской монастырь, упраздненный в 1771 году. Существующий храм был построен в начале ХVIII века. В храме два придела: Покрова Пресвятой Богородицы и святых Зосимы и Савватия, соловецких чудотворцев. Храм не закрывался в ХХ веке и сохранил свое внутреннее убранство. На церковной паперти сохранились росписи ХVIII века.

В храме много старинных икон.

Среди них местночтимый образ Богородицы «Прибавление ума».

Перед этим образом Пресвятой Богородицы мы помолились, пропев акафист Божией Матери и Её иконе «Прибавление ума».

Во второй половине дня для пермских паломников была организованна автобусная экскурсия по городу Ярославлю.

Во время экскурсия  мы побывали в Успенском кафедральном соборе.

Кафедральный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы основан был еще в домонгольский период отечественной истории. Впоследствии храм неоднократно горел и перестраивался. Кровавые события XX столетия сказались на судьбе многих русских храмов, уничтоженных безбожниками. В 1918 году при подавлении белогвардейского мятежа, при артобстреле собор пострадал от попадания снарядов, но на средства приходского совета был отремонтирован. В 1922 году в его стенах прошла акция по изъятию церковных ценностей из богатейшей ризницы. 1929 год принес новые бедствия, была снесена колокольня, а затем и ликвидирована религиозная община соборной церкви. В разоренном храме Божием была устроена пошивочная мастерская и склад для произведений древнерусского искусства, предназначенных к вывозу за границу через Госфонд. Затем там хранили зерно. В 1937 году Успенский кафедральный собор был взорван.

Возрождение церковной жизни в России, начавшееся с празднования тысячелетия Крещения Руси, коснулось и утраченной святыни древнего Ярославля. В 2004 году было принято окончательное решение о воссоздании Успенского кафедрального собора. 26 октября 2005 г. состоялась торжественная церемония освящения закладного камня. 12 сентября 2010 года Успенский собор был торжественно освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в сослужении сонма архиереев.

В соборе мы поклонились его святыням:

  • Святым мощам благоверных князей Феодора, Давида и Константина;
  • Частицам святых мощей князей Василия и Константина.

Дорога домой

Наше краеведческое путешествие по Ярославской земле закончилось.  Следующие ночь и день, пермские паломники, возвращаясь в Пермь, провели в поезде. Сколько воспоминаний, размышлений…

Мы посетили города и святые места  Святой Руси. Узнали славные и не очень страницы русской истории.  И в очередной раз мы поняли: Святая Русь – это не только история. Святая Русь живет и сейчас, сегодня, она ощутима и имеет Божье благословение. И мы сегодня видим эту Святую Русь, дарующую нам святость и любовь к Родине и друг к другу. Сколько  святых заступников и славных сынов Отечества есть у России и  у каждого из нас, сколько молитвенников за нас грешных.

Скачать Дневник паломника>>>

Господи, молитвами святых Твоих, помилуй нас!

Фотоотчет о поездке

Смотреть >>>

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *