Паломничество в Москву

По благословению Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского паломническая группа в составе 23 человек с 31 октября по 5 ноября 2018 года посетила город Москву. В программе паломничества было участие делегации из Перми в работе XXI Елизаветинско-Сергиеевских чтений и пленарном заседании XXII Всемирного Русского Народного Собора в Государственном Кремлевском Дворце, а так же посещение памятных мест связанных  с Великим Князем Сергием Александровичем и святой преподобномученицей Елисаветой.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

По приезду наша делегация была размещена в гостинице храмового комплекса Спаса Нерукотворного села Усово. Это поместье второй половины  XIX – начала XX веков принадлежало царской семье – Александру II и Императрице Марии Александровне, Великому князю Сергею Александровичу и Великой княгине Елисавете Федоровне.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Село Усово одно из самых знаменитых мест в Подмосковье. По приданию название села произошло от фамилии знатного шляхтича  Лаврентия Уса, которому подарил эти земли князь Василий Темный за помощь в борьбе за московские княжества.

Эта подмосковная земля неразрывно связана с Домом Романовых. После установления  династии Романовых в 1613 году молодой царь Михаил Федорович щедро раздавал опустевшие в годы Смуты и польско-литовских походов земли своим приближенным. В их числе оказались и князья Сицкие. Стольник Федор Алексеевич, подписавший грамоту об избрании царем Михаила Романова, получил в подарок село Усово. В 1627 году за князем Сицким значилась «вотчина села Усово, а в селе церковь Всемилостивого Спаса Нерукотворного образа.

Впоследствии имение принадлежало людям особо приблеженным к  Дому Романовых.

В 1867 году для императрицы Марии Александровны в подмосковье было приобретено два имения – Усово и Ильинское. После смерти Императрицы в 1880 году, имения Ильинское и Усово перешли по ее завещанию Великому князю Сергию Александровичу. 

После размещения в гостинице состоялось знакомство с комплексом Усово и выставкой, посвященной Елизавете Федоровне.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Церковь Спаса Нерукотворного в Усово была построена еще в правление первого царя рода Романовых Михаила Федоровича. Ныне этот старинный храм находится на территории резиденции президента Российской Федерации в Ново-Огарёве.

Новая церковь Спаса Нерукотворного построена и освящена в 2010 году. Храм и его комплекс вызывает восхищение своим благолепием и дивной красотой. Храмовый комплекс состоит из Церкви, Водосвятной часовни, Звонницы, Дома причта и Православного просветительского центра «Усово-Спасское» с воскресной школой.

Далее мы посетили императорскую усадьбу Ильинское и храм Ильи Пророка в Ильинском.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

По преданию, именно в Ильинском храме Елизавета Федоровна впервые присутствовала на своем первом православном богослужении.

Ильинское — императорская резиденция в Подмосковье. Это одно из излюбленных мест великого князя Сергия, где прошло его детство и где они с Елизаветой Федоровной провели медовый месяц. В последующие годы в имении Ильинском  супруги проводили лето.

В 1905 году, после гибели Великого Князя Сергия, Елизавета Федоровна в  память о Сергее Александровиче  открыла в Ильинском лазарет для раненых воинов Русско-японской войны.
В 1917 году в национализированной усадьбе организовали санаторий, церковь была закрыта и простояла в запустении до 1991 года. Сегодня в храме Ильи Пророка проходят богослужения, а один из трех престолов освящен в честь преподобномученицы Елисаветы.

Проехав по «Царской дороге», пермские паломники поклонились святыням Саввино-Сторожевского мужского монастыря.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

В 1398 году преподобный Савва, один из первых учеников и сподвижников преподобного Сергия Радонежского, по просьбе князя Юрия Звенигородского, сына святого благоверного князя Димитрия Донского и святой княгини Евдокии (в иночестве Евфросинии), основал в двух верстах от Звенигорода монастырь.

По преданию, в поисках места для новой обители, святой поднялся на гору, называемую Сторожи, возвышающуюся над слиянием Москвы-реки и ее левого притока Сторожки, и был поражен красотой этого места. Вскоре здесь были построены небольшая деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и малая келья для самого игумена. В монастыре был введен строгий общежительный устав, подобный принятому в Троицкой обители. Слава о святой жизни старца привлекла к нему в обитель множество учеников и последователей.

В 1406 году на пожертвования князя Юрия на месте деревянного храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы был выстроен новый каменный собор с тем же посвящением. Расписывать собор были приглашены два гениальных русских иконописца Андрей Рублев и Даниил Черный. До наших дней сохранились три замечательных образа из древнего иконостаса этого собора: иконы Спасителя, Архангела Михаила и святого апостола Павла. Сейчас эти древние  иконы  находятся в Третьяковской галерее, в монастыре есть списки  всех трех икон. 

Испокон веков Саввинская обитель была местом царского богомолья. Неисчислимы чудеса и милости, оказанные преподобным Саввой царственным особам. Сохранившиеся в монастыре до наших дней Царский дворец и Царицыны палаты  видели в своих стенах практически всех русских государей, считавших своим долгом поклониться «молитвеннику за царей Богом избранных». Так называли в те времена преподобного Савву. 

На протяжении многих веков, вплоть до прославления преподобного Серафима Саровского, преподобного Савву Сторожевского почитали в России как «второго» по значению великого русского святого после преподобного Сергия Радонежского. В каждом храме была икона преподобного Саввы.

Савино-сторожевский монастырь занимал особое место в жизни великокняжеской семьи Сергия и Елизаветы Романовых.

В первый же год совместной жизни они  посетили эту древнюю обитель, куда самого  Великого Князя Сергея Александровича впервые привезли еще в раннем детстве, когда ему было 4 года. Любимыми  святыми Сергия с детства были преподобный Сергий Радонежский и его ученик — преподобный Савва. Уже в детстве, по его собственному признанию,  он ежедневно молился преподобным Сергию Радонежскому и  Савве Сторожевскому. 

Живя в имении Илинском, недалеко от Саввино-Сторожевского монастыря великокняжеские супруги часто бывали в нем. Именно здесь, вдали от столичной суеты, Великая Княгиня Елизавета Федоровна начинала осознавать, что промысл Божий незримо вершил свое дело в России, где государи в виде простых богомольцев ходили от монастыря к монастырю, покаянно вместе с народом стояли у подножья Креста Господня. Смиренными подвигами русских святых и непрестанной молитвой государей охранялась и укреплялась Русская земля.

В 1898 году, в память о коронации Николая II великокняжеская чета преподнесла в дар обители драгоценную лампаду к мощам преподобного Саввы с надписью «Сооружена лампада сия Великим Князем Сергеем Александровичем и Великой Княгинею Елизаветой Федоровной, в память 14 мая 1896 года, святому молитвеннику о царях Богом избранных»

Вечером первого дня мы посетили Собор «Успения на городке» в городе  Звенигороде, где встретились с настоятелем архимандритом Иеронимом.

ДЕНЬ ВТОРОЙ

На второй день пребывания наша делегация приняла участие в XXI Елизаветинско-Сергиеевских чтениях и пленарном заседании Всемирного Русского Народного Собора в Кремле.

Посетили Зачатьевский женский монастырь, где вместе с сестрами обители и прихожанами молились за Параклисом перед чудотворной иконой Божией матери «Милостивая».

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Зачатьевский ставропигиальный монастырь первый и самый древний женский монастырь в Москве. Он основан  1360 году Святителем Алексеем, митрополитом Московсковским по усердному желанию его боголюбивых родных сестер, первоначальниц обители преподобных игумении Иулиании и монахини Евпраксии Московских. Зачатьевская обитель расположена в самом центре Москвы, чуть в глубине от древней улицы Остоженки, и находится в тесном пространственном, архитектурном, историческом и духовном единстве с Московским Кремлем, Храмом Христа Спасителя, храмом святого пророка Илии в Обыденном переулке. 

В монастыре существует единственный в Москве подземный музей монастырской истории, в котором собраны уникальные экспонаты монастырского быта за шесть прошедших столетий. Своим созданием музей обязан обширным археологическим раскопкам и изысканиям, которые проводились на территории монастыря, начиная с 2003 года. В ходе археологических работ было обнаружено немало самых разных исторических находок, относящихся к различным историческим периодам. Керамические чаши из Золотой Орды, кусочки уникального и дорого блюдца из тонкого китайского фаянса XIV века, фрагменты московской керамики XVI века, монеты разных веков, крестики-мощевики и сосуды для елея XIV–XV веков.

Многие из этих находок пермские паломники увидели посетив подземный музей монастырской истории.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ

На третий день молились за Божественной литургией в Марфо-Мариинской обители милосердия, большинство членов делегации причастилось Святых Христовых Тайн.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Марфо-Мариинская обитель милосердия, частичка той доброй, уютной и всеми любимой старинной православной Москвы. Её создательница, Великая княгиня Елисавета Феодоровна, ныне прославленная в лике преподобномученицы, стремилась подарить любимой столице пример красоты и нравственности, доброты и взаимопомощи. До 1917 года здесь существовал  детский приют, бесплатная аптека и амбулатория. Насельницы Обители «крестовыми сестрами» ходили по домам бедняков, помогали больным, оказывая первую медицинскую помощь.  Сама Великая Княгиня Елизавета, особа царских кровей, посещала Хитров рынок — самое злачное место всей Москвы и её окрестностей! Она ходила по узким и грязным улочкам, разговаривала с попадающимися на пути людьми, забирала брошенных детей в приют или просто приносила  нуждающимся  пищу и одежду.

Современная Марфо-Мариинская обитель продолжает традиции, заложенные её основательницей, сочетая молитву с деятельной помощью ближним.
На сегодняшний день при Обители милосердия существуют: Елизаветинский детский дом; Развивающий центр для детей с ДЦП «Елизаветинский сад»; Патронажная группа помощи пожилым людям; Группа работы с просителями (продуктовая помощь); Марфо-Мариинский медицинский центр «Милосердие», который, в свою очередь, включает в себя 4 проекта: Детская выездная паллиативная служба, реабилитационный центр, респис (социальная передышка для семей с неизлечимо больными детьми) и Дети.pro (всесторонняя поддержка детей с особенностями развития в московских интернатах).

В Марфа-Мариинской обители юные паломники посетили музей Великой княгини Елисаветы Федоровны.

Во второй половине дня мы совершили пешую прогулку по Замоскворечью: были на Варварке, Зарядье, в Китай-городе, на Хитровом рынке и Ивановской горке. Историк Никита Брусиловский провел нас старинными улочками Москвы и рассказал много интересного.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Став в 1891 году Генерал-Губернатором Москвы, Великий Князь Сергий развернул невероятную деятельность, задавшись целью сделать город равным европейским столицам. Москва при нем стала образцовой: чистая, аккуратная брусчатка, городовые, выставленные в зоне видимости друг друга, все коммунальные службы работают идеально, порядок везде и во всем. При нем налажено электрическое освещение улиц — построена центральная городская электростанция, возведен ГУМ, отреставрированы башни Кремля, построено новое здание Консерватории; при нем по первопрестольной стал ходить первый трамвай, открылся первый общедоступный театр, а центр города был приведен в идеальный порядок.

После нам была предоставлена удивительная возможность посетить  Центр Императорского Православного Палестинского Общества.

В Центре нас встретил директор  музея Императорского Православного Палестинского Общества Григорий Михайлович Маневич и провел увлекательную экскурсию по залам  музея. 

Григорий Михайлович поведал нам историю  создания Императорского Палестинского общества и  рассказал о  его создателе  Великом князе Сергее Александровиче.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Великий князь Сергий Александрович был одним из инициаторов создания и до самой гибели — председателем Императорского Православного Палестинского общества, без которого сегодня невозможно представить себе историю русского паломничества на Святую землю! Став во главе Общества в 1880-х годах, он  открыл в Палестине 8 подворий Русской Православной Церкви, 100 школ, где арабских детей обучали русскому языку и знакомили с Православием, построил в честь своей матери храм Марии Магдалины.

Во время экскурсии мы узнали о паломничестве русских людей на Святую Землю в дореволюционное время, а так же о жизни и деятельности Императорского Православного Палестинского Общества в наши дни.

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ

На четвертый  день утром пермские паломники  посетили  Кремль и его Соборы.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА 

Успенский Собор Кремля — главный храм русского государства, на протяжении веков был связан с важнейшими событиями в жизни страны.

Здесь венчали на царство русских государей, избирали и поставляли на престол глав Русской Церкви, проводили торжественные молебны перед военными походами и по случаю Побед Русских Войск, оглашали Государственные акты, совершали ритуалы погребения митрополитов и патриархов.С 1326 года Собор стал усыпальницей русских митрополитов, а с конца 16 века по 1700 год — русских патриархов. Всего в Соборе 19 захоронений. Надгробные памятники русским иерархам располагаются вдоль стен по периметру внутри Собора. В Соборе расположены раки с мощами Святителей : митрополита Петра, митрополита Ионы, митрополита Филиппа, патриарха Гермогена. В наши дни Собор является музеем государственного значения и местом богослужений в дни главных церковных праздников.

Колокольня Ивана Великого

Колокольня величественно возвышающаяся над Соборной площадью Кремля и всем кремлевским холмом,  является неповторимым произведением архитектурного искусства 16 века. Являясь самой высокой кремлевской постройкой, до начала 18 века была самым высоким  зданием в Москве.

Благовещенский Собор Кремля — домовая церковь Великих князей московских и Русских Царей.

Она предназначалась для богослужений семейного характера, и была связанна  с дворцовым комплексом при помощи крытых переходов. На протяжении столетий Собор благоукрашали. Специально для него писали иконы, создавали литургическую утварь и богослужебные предметы. Отдельного упоминания заслуживает богатый пятиярусный иконостас собора, один из самых древних на территории России. Возраст некоторых икон, над написанием которых, вероятно, трудился сам Андрей Рублев, величайший русский живописец средневековья, более чем на сотню лет превышает возраст храма. Большинство содержащихся в соборе икон, включая несколько особо чтимых в России чудотворных, имеют мастерски выполненные оклады из драгоценных металлов. В 1918 году собор был закрыт и только с 1955 года вновь открыт для посещения, но в качестве музея.

Архангельский Собор Кремля — посвящен Архангелу Михаилу, покровителю Русского Воинства. Это храм усыпальница Великих Московских и удельных князей и первых Русских Царей.


История некрополя началась в 1340 году, когда в Соборе был похоронен его устроитель — Московский Князь Иван I Данилович Калита. В Соборе погребены практически все умершие после его постройки Московские Цари и Князья, вплоть до периода царствования Петра I.

В него же сразу после освящения были перезахоронены и останки погребенных ранее князей. В настоящее время внутри храма можно найти 46 гробниц, содержащих 54 захоронения, среди них:

рака с мощами святого благоверного царевича Димитрия Углического,

надгробие над мощами святого благоверного великого князя Дмитрия Донского.

Также в соборе есть усыпальница Ивана Грозного. Во внутреннем оформлении бросается в глаза наличие ярких красок и сложных декоративных элементов, а также великолепный иконостас 1681 года. В наши дни Архангельский собор является местом проведения торжественных богослужений и выполняет роль одного из музеев Московского Кремля.

Церковь Положение Ризы Пресвятой Богородицы в Кремле — домовой храм Митрополитов Московских и Всея Руси.

Сейчас храм открыт для посещения в качестве музея, в нем расположена выставка русской деревянной скульптуры.

Во второй половине дня мы посетили Новоспасский мужской монастырь и усыпальницу бояр Романовых.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Новоспасский  ставропигиальный мужской монастырь был открыт  великим князем Иваном III в 1490 году на Крутицком холме у  Москвы-реки «в пяти верстах от Кремля». 


Изначально монастырь назывался Спасским,  как учреждение еще древнее Новоспасского монастыря на пару столетий. Он был основан Даниилом Московским, и за время своего существования переезжал дважды. Сначала Спасский монастырь существовал там, где сейчас Данилов. Потом братию перевели в Кремль в очень красивый Собор Спаса Преображения на Бору. В 1933 году собор снесли. Тот навсегда утраченный монастырь многократно страдал от набегов Батыя и Тохтамыша, и когда Иван III перестраивал его, то перевел братию в другой — уже Новоспасский монастырь. То есть великокняжеский Спасский монастырь окончательно переехал и стал Спасом на новом, или Новоспасским. 

Этот монастырь тесно связан с Домом Романовых. Еще в 1498 году на территории монастыря был похоронен боярин Василий Захарьин — предок Романовых. Позднее Лжедмитрий I приказал перенести в монастырь захоронения трех бояр Романовых, и следующие 200 лет Новоспасский монастырь стал местом упокоения многих представителей рода Романовых — но не царей, а их ближайших родственников.

В усыпальнице захоронена инокиня Марфа — царица, мать первого царя из Романовых — Михаила Федоровича. Всего в усыпальнице прах более 70 бояр — родственников Романовых. И Романовы не могли не благоволить этому монастырю.

На территории Новоспасского монастыря в дореволюционное время был богатый некрополь, где  похоронены  видные деятели Государства Российского и Церкви. В 1918 году Новоспасский монастырь был закрыт.

Здесь действовал концентрационный лагерь. Святое место стало местом тюремного заключения и смерти. Знаменитый некогда монастырский некрополь был уничтожен. После находилась женская тюрьма, затем исправительно-трудовой лагерь для уголовников и политических заключенных. В 1935 году территория монастыря передана в ведение хозяйственного управления НКВД. 

В 1968 году на территории обители создается «Музей истории и современной практики реставрационного дела в СССР». В 1990 году Новоспасский монастырь возвращен Московской Патриархии.

В Новоспасском монастыре пермских паломников  ожидало открытие. Мы  были удивлены и обрадованы, почитанием Ныробского узника Михаила Никитича Романова. В обители есть его большой портрет, во время каждой экскурсии подробно  рассказывается о нем. Так же мы узнали, что Михаил Никитич захоронен в этом монастыре. 

Боярин Михаил Нитикитич Романов —  родной брат Патриарха Филарета, дядя первого царя рода Романовых Михаила Федоровича был замучен в царствование Бориса Годунова в Ныробе. 

В начале Смутного времени все взрослые представители рода Романовых, которые могли бы принять участие в борьбе за престол, были схвачены по указанию Бориса Годунова. Трое приняли страдальческую смерть в заточении: Михаил Никитич  уморен голодом, Александр Никитич  удавлен,  Василий Никитич умер в тюрьме, прикованный к стене. Двое, пережив ссылку, были возвращены в Москву. Один из них, Федор Никитич, принял постриг в монахи с именем Филарет и впоследствии стал Патриархом Московским и Всея Руси. В 1613 году его сын, юный Михаил Феодорович, был избран на царство. Умученные в годы правления царя Бориса Годунова братья Романовы спустя пять лет после их преставления были перезахоронены в Знаменском храме Новоспасского монастыря. 

К сожалению в этом храме проходят реставрационные работы, и мы не смогли зайти в него.

Новоспасский монастырь занимал особое место в жизни великокняжеской семьи Сергия и Елизаветы Романовых, где они бывали не раз. Император Николай II трижды посещал Новоспасский монастырь. В 1900 году при посещении обители Государем Императором было принято решение об устройстве храма в честь преподобного Романа Сладкопевца в Усыпальнице бояр Романовых. Храм был устроен на средства обители. В 1902 году было совершено освящение храма в присутствии Великого князя Сергея Александровича Романова и Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Освящение совершил тогда митрополит Московский Владимир (Богоявленский).

В 1995 году  усыпальница Романовых приняла останки великого князя Сергея Александровича, убитого террористом Каляевым в Кремле.
Изначально Великий князь был похоронен  в Чудовом монастыре Московского Кремля. 
На месте мученической кончины Сергея Александровича в 1908 году был сооружен новый крест-памятник.  У подножия креста было начертано: «Отче, отпусти им, не ведят бо, что творят», а по всему кресту шла надпись «Аще бо живем, Господеви живем, аще же умираем, Господеви умираем: аще бо живем, аще умираем Господеви есмь. Вечная память Великому Князю Сергею Александровичу, убиенному 4 февраля 1905 года. Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем».

Крест-памятник Великому Князю Сергею Александровичу Романову. Новоспасский монастырь.Крест этот был снесен 1 мая 1918 года. Могила Сергея Александровича в Чудовом монастыре осталась нетронутой и оказалась утерянной на долгие годы. Чудов монастырь в 1929 году снесли, а о захоронении великого князя забыли. Только через много лет в 1985 году  время ремонта брусчатого покрытия  на Ивановской площади случайно в провале был обнаружен склеп великого князя Сергия Александровича. В нем нашли мощи покойного в прекрасно сохранившемся военном мундире.

17 сентября 1995 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II  прах Сергея Александровича был перенесен при большом стечении народа в усыпальницу бояр Романовых в Новоспасский монастырь.
Сегодня Крест-памятник восстановлен  в прежнем виде на месте гибели великого князя Сергия Александровича в Кремле , копия этого креста находится и на территории Новоспасского монастыря.

 

ДЕНЬ ПЯТЫЙ

На пятый день, в воскресение, в день празднования Казанской иконы Божией Матери наша делегация вместе с приходским духовенством совершили Божественную литургию в храме Спаса Нерукотворного в селе Усово, за которой все члены делегации стали причастниками.

После Божественной литургии руководитель группы, протоиерей Олег Ширинкин поблагодарил Анну Витальевну Громову  за чудесно организованную паломническую поездку и от имени Высокопреосвященнейшего Мефодия, Митрополита Пермского и Кунгурского преподнес букет роз.  Юные пермские паломники в стихотворной форме выразили слова благодарности Анне Витальевне и подарили ей белые розы. Мать София и Людмила Анатольевна Рябова поблагодарили отца настоятеля священника Дионисия Казанцева от всех нас за предоставленную возможность молиться за Божественной литургией с прихожанами и детьми воскресной школы их прихода.

После мы посетили Государственный музей-усадьбу Архангельское, где бывала Великая княгиня Елисавета Федоровна со своим супругом Великим князем Сергеем Александровичем.

Поразил юных паломников из Перми своей красотой и величием Ново-Иерусалимский Воскресенский мужской монастырь.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

История Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря тесно связана с памятью его основателя Святейшего Патриарха Никона. Обитель эта была любимейшей из трех основанных Святейшим Патриархом монастырей: Иверского, Крестного и Воскресенского. Здесь он прожил более восьми лет после своего удаления из Москвы и все свои силы употребил на воплощение своего замысла – создать в Подмосковье точное подобие знаменитого Иерусалимского храма Воскресения Господня, чтобы дать возможность русскому народу созерцать места спасительных страстей и Воскресения Христова не подвергаясь дорогостоящему и небезопасному путешествию на Ближний Восток.

С восторженным чувством мы поклонились святыням в Воскресенском соборе, впитав в себя благодатное веяние этого святого места, увидели красоту Русской Палестины.

ДЕНЬ ШЕСТОЙ

В последний день нашего пребывания перед отъездом в город Пермь мы посетили Оружейную палату Московского кремля, где полюбовались изумительной красотой золотых дел  русских мастеров.

Все члены делегации ежечасно ощущали заботу гостеприимной хозяйки Анны Витальевны Громовой.

Ежедневно мы благодарили Господа Бога, что по Его Неизреченному Промыслу все так чудесно было устроено.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *