Сценарий ко дню памяти трех святителей Герасима, Питирима, Ионы 11 февраля.

Разработан и проведен в церковно-приходской школе при храме святого апостола Иоанна Богослова Пермского Успенского монастыря 11 февраля 2015 г. Авторы разработки: Надежда Ивановна Норина, Евгения Орлатых, Ксения Бабикова, педагоги ЦПШ. Использованы стихи из сборника Афанасия Какорина «Священная седмерица святых просветителей Пермской страны».

Скачать сценарий >>>

Скачать презентацию к  сценарию >>> 

Святители Перми Великой

Лиза – турист (спортивный вид, юбочка, рюкзачок) Текст наизусть!

Коля- турист (рюкзак)

Маша Б.- ведуший 1 (белый верх, черный низ)

Ирина- ведущий 2 (белый верх, черный низ)

Маша А.- чтец 1 (красная ленточка на голове, русский народный наряд)

Полина- чтец 2 (красная ленточка на голове, русский народный наряд)

Саша — местный житель (наряд крестьянки) Текст наизусть!

Валера- местный житель (наряд крестьянина) Текст наизусть!

 

Слайд 1

 

Вступительное слово 1. директор школы, педагог по краеведению

Выходят туристы-  Лиза и Коля Слайд 2

Лиза: Мы собрались сегодня в путь, чтобы почтить память наших Пермских святых – епископов Герасима, Питирима, Ионы. Вы готовы отправиться в путешествие? (зал: дааа!)

А перед любым делом, тем более перед путешествием нужно помолиться!

 

Все встают, читают Царю Небесный, тропарь Святителям.

 Туристы одходим к экрану…

Слайд 3,4,5,6,7 –виды Перми (не задерживаясь)

Лиза: Коля, посмотри, какая красота! Какие у нас на Урале просторы! А что же здесь было 600 лет назад?

Слайд 8,9,10

Маша Б.: А 600 лет назад это был глухой край, где не было ни дорог, ни крупных селений. Сплошные хвойные леса покрывали гористую местность. Жили здесь народы, которые верили языческим богам, приносили им  кровавые жертвы и поклонялись солнцу, огню, воде, камням, деревьям, животным.

Слайд 11

Деревянные идолы и «Золотая Баба» были их кумирами. Руководили людьми волхвы и шаманы. И все оставалось бы так на долгие-долгие годы…

Лиза: находит листок с письменами, рассматривает, показывает Коле.

Слайд 12

Коля, посмотри, что я нашла! Это древние письмена. Мне кажется, это текст псалтыри! Но ведь древние народы нашего края были язычниками! Они не знали Священного писания. Кто же помог узнать им слово Божие?

Ирина: Первым, кто просветил  Пермские земли был Святитель Стефан.

Слайд 13

Для проповеди веры Христовой он изучил язык коми-зырян и создал зырянскую азбуку.

Ирина:Зыряне узнали такие слова как: «Аллилуйя», «аминь», «херувим», «грех». Стефан Великопермский перевел на зырянский язык несколько богослужебных книг: «Псалтирь», «Часослов» и другие церковные книги. Слайд 14

Слайд 15

Подвиг Стефана Великопермского по созданию зырянской письменности и просвещению жителей Перми равен подвигу первоапостолов Христовых. Поэтому его именуют «равноапостольным».

Слайд 16

Маша Барсаева: Великую миссию святого Стефана продолжили другие Пермские святители – епископы Герасим, Питирим, Иона.

Слайд 17

Лиза: Коля, посмотри на карту! Видишь те земли, что выделены зеленым цветом- это Пермь Малая. Ее центром было селение Усть-Вымь. Именно там святой Стефан стал первым епископом нашей земли.  А после него стал епископом святитель Герасим!

Мне кажется, мы попали как раз в то далекое время! Вот и певцы идут нам на встречу, давай из послушаем…

Садятся на пенёк….

Слайд 18

Звучит музыка гусли, из-за ширмы появляются чтецы.

Полина:

Посох Стефана достойно держал

Славный, бесстрашный Герасим, —

Он неустанно к народу взывал:

Истину вам я вещаю!

Маша Агишева:

 Овцы словесные радостно шли

К пастырю дружной толпою

И ликовали, что счастье нашли

С жизнью святой, неземною…

Слайд 19

Полина:

 И вырастали в далекой стране  

Божии церкви святые,

Точно в буранах маяки – они

Жизни спасали людские.

                                             

Выходят местные жители

Лиза: Посмотри! А вот и жители Усть-Выми!

 

Саша: Епископ Герасим был нашим защитником, как родной отец, заботился о своем народе. Кто только не нападал на нас! И новгородские, и вятские разбойники. А особенно вогулы. Не испугавшись смерти, епископ Герасим отправился в стан к вогульскому князю Асыке и словом Божиим убедил его не нападать на наши земли. На какое-то время злой Асыка оставил нас.

Лиза: А что же случилось со святителем Герасимом?

Валера: Однажды в морозный январский день святитель Герасим поехал осматривать ближайшие места и церкви. Неожиданно его слуга вогул, которого Св. Герасим пытался обратить в христианство, накинул ему сзади омофор на шею и предательски задушил.

Саша: Мы, жители Усть-Выми и все зыряне долго оплакивали смерть нашего епископа Герасима.

Слайд 20

Маша А.:

 Дух же святителя вечно парит

Над Приуральской страною,

Кротко простив оскорбленья, горит

К нам он любовью одною.

Полина:

Братья, в скорбях поскорее к нему

С чистой душой обратимся,

Выльем пред ним нашей скорби волну,

Теплой мольбой усладимся!

Маша А.:

Дивный ходатай пред Богом за нас

Нашей мольбы не оставит,

В трудный, тяжелый, мучительный час

Нас укрепит и наставит!

Слайд 21

Лиза: А что же злой вогул Асыка? И кто защищал вас после Герасима?

Саша: Тяжко нам пришлось после смерти Герасима. Никто не мог помешать Асыке грабить и убивать пЕрмичей. Но пришел к нам еписком Питирим. И появилась великая надежда!

 

Слайд 22

Маша Б.: Вогульскому князю вновь принесли грамоту, но уже от епископа Питирима, в которой он «мира просит для зырян, чтобы вогулы ушли в свои земли, не воевали и не грабили».  

Полина:

Муж просвещенный, Святой Питирим,

Прибыл в далекие страны,

Прибыл к пермянам он, чадам своим,

Вылечить тяжкие раны.

Маша А.:

И Питирим твердо, смело восстал

Грудью за правое дело.

Он был один: на Творца уповал

Пастырь великий всецело.

Полина:

Странствуя в дебрях, как славный Стефан,

Кротко терпел он лишенья,

Но зато новых нашел христиан –

Дал он вогулам спасенье.

Слайд 23

Ирина: Когда Асыке донесли, что Питирим окрестил вогулов, ярости разбойника не было предела, он тайно собрал всех вогульских разбойников и спустился на плотах по реке Вычегде до Усть-Выми. Он намеревался совершить нападение на зырян во время молебна на мысу.

Маша Б.:

Питирим понял приближающуюся опасность, он обратился к людям с напутствием: «Бога любите, друг друга, врагов, Веру храните Христову!» и приказал им бежать в леса.  Он один решил принять смерть, устремил свой взор на церковь и трижды осенил город святым крестом.

Ирина: Святитель Питирим ценой своей жизни спас множество людей от жестокой расправы!

Маша А. (громко, выразительно!)

 Отче, святой Питириме, моли

Бога за паству младую,

Что получила за муки твои

Веру, надежду святую!

Слайд 24

Ирина: Московский князь усмирил вогулов и вятчан. Грабежи прекратились, в стране воцарился мир и порядок. Улучшался быт людей, крепла православная вера.

Слайд 25

Лиза: Посмотрите на карту! После всех этих событий  Пермь Малая стала христианской землей! Но была еще и Пермь Великая, ее центром была Чердынь, жили там коми-пермяки, они были язычниками. Кто же обратит ИХ в христианство?

Слайд 26

Маша Б.: Следующий Пермский  Епископ ИОНА тоже готов был к лишениям и опасностям и самоотверженно решился на новый святительский подвиг. 

 

Полина:

 Но не по всей умиренной стране

Вера Христова сияла –

В юго-восточной лесной стороне

Тьма суеверья стояла.

 

Маша А.:

 Вишера, Кама с рекой Чусовой

В той стороне протекали,

В темных лесах, позади за собой

Культ многобожья скрывали.

 

Слайд 27

Полина:

Знал все Иона. Душою отца,

Любящим сердцем страдая,

Он захотел довести до конца

Дело спасения края.

Маша А.:

И, одинокий, на каждом шагу

Претерпевая лишенья,

Кротко обиду прощая врагу,

В Чердынь понес просвещение.

 

Слайд 28

Ирина: Так епископ Иона сиянием своей веры и словом Божиим довершил крещение Перми Великой, сжег языческие дерева и кумирни, на месте их возвел церкви.

Сам Чердынский князь, человек весьма влиятельный, принял христианство от Ионы.

 

Маша Б. При каждом храме была школа для детей.  В Чердыни на высоком берегу реки Колвы владыка основал Иоанно-Богословский монастырь. Это был венец апостольского подвига Святителя Ионы. Крещение коми-пермяков в Чердыни явилось великим  событием для всего Российского государства.

 

Слайд  29

Полина:

Славно почтили Иону в Москве, 

Дары ему посылая,

Славя апостола дальней Перми,

Подвиг его прославляя.

 

Слайд 30

Маша А.:

Да и вся Русь в теплом чувстве своем

Гимны Ионе воспела

 И до сих пор не забыла о нем,

Помня плоды его дела.

 

Слайд 31

Ирина: Дела и подвиги Великопермских Святителей Герасима, Питирима, Ионы  и их предшественника  Стефана Великопермского стоят в одном ряду с подвигами 12 апостолов. В 1607 году три пермских святителя были причислены к лику святых. Мощи их несколько веков покоились под спудом в Усть-Вымской Благовещенской церкви. В настоящее время на месте взорванной церкви построена часовня, в которой над мощами святителей установлена рака. Сюда может прийти помолиться любой человек и получить исцеление. А примеров исцеления множество!

Слайд 32

Ведущий: Одна женщина, по имени Улиана 10 лет страдала болезнью ног и рук, так сильно, что на ноги не могла встать, а руку не могла даже донести до рта. Сердобольные люди привезли ее в Усть-Вымь ко гробу великих Пермских чудотворцев Герасима, Питирима, Ионы. Молились у мощей и кропили ее святой водою, и она стала здорова, как будто никогда не болела.

Лиза: Надеюсь, на уроках краеведения мы тоже сможем съездить к мощам святых!  А пока будем их славить и помнить о тех, кто принес на нашу пермскую землю веру Христову!       

Слайд 33

Все встают, выходят в центр. Чтецы читают:                         

Полина:

Славный Герасим, святой Питирим,

Чудный Святитель Иона,

Ныне парящие духом своим

Вместе у Божия трона,

 Маша А.:

Вспомните бедных, печальных детей,

Паству сурового края,

И умолите Царя всех царей —
Да удостоит нас рая!

Полина:

И на земле, как на небе, да даст

Нам тишину и ограду,

Да не лишит жизни мирныя нас,

Да не отнимет отраду.

Слайд 34 (?)

 

Песня «Они были как мы» Окончание песни «Достойно есть»