О «Горлице»

 

Духовно-нравственное военно-патриотическое учение «Горлица»

Доклад иерея Илии Тарасикова г. Алатыр 

Введение

Духовно-нравственное военно-патриотическое учение «Горлица» было разработано в г. Волгограде. Её создатели – священнослужители, педагоги и военные. Первоначально была в составе лагерной смены, которую проводили студенты и преподаватели Волгоградского училища православной катехизации и духовной педагогики. Потом с «Горлицей» познакомились священники из Пензы. Они были в поиске той формы работы, которая бы позволила воцерковлять детей, приобщать их живой вере. Именно в Пензе из двух-трехдневного события «Горлица» превратилась в самостоятельную лагерную смену.

В 2010 году «Горлица» «прилетела» на Алатырскую землю. 

С 2013 «Горлица» ежегодно проходит  в Перми.

Главное на «Горлице» – это духовное перерождение ребят путем приобщения их к опыту живой веры. Дети и подростки способны воспринять веру только через дела. Им можно тысячу книг прочитать, они будут знать назубок все молитвы, а жить этим не будут. Участники учения «Горлица» на деле учатся терпению, выносливости, решимости, мужеству. На каждое из этих свойств есть свое испытание и свое научение.

Задачи учения «Горлица».

Чтобы достичь целей «Горлицы» её организаторы ставят перед собой следующие задачи: духовное воспитание, нравственное воспитание, патриотическое воспитание, педагогическая, воспитание воинов.

Духовное воспитание.

Горлица построена на сочетании церковного и воинского уставов. Воинский устав дисциплинирует, а церковный задаёт определённый уклад жизни на учении. Устроители учат ребят в обычную свою жизнь вводить сугубо церковные действия – молебен перед началом дела, благословение у священника перед началом дела, а не после него, просьба к священнику помолиться, взаимная молитва. Это необходимо, потому что искушения, которое сопровождают любое Богоугодное дело преодолеть без церковных действий невозможно.  Мы в этом убеждались уже много раз.

В распорядок дня включаются посильные утренние и вечерние молитвенные правила. Перед завтраком воины вкушают просфоры и св. воду. Берут благословение у священника на день.

Важное значение имеет устроение трапезы – молитва, чин посадки, раздача пищи, вкушение, дежурство по кухне.

Работа над собой (знакомство с добродетелью трезвения) помогает изменить свой характер в лучшую сторону.

Воины своими руками строят и украшают походный храм-часовню.

Нравственное воспитание.

Совершенствоваться в нравственной жизни помогают правила отношений к ближнему и к самому себе. К ближнему – это правила благочестия, забота, терпение, прощение обид. К себе – труд над своей душой, который воин совершает, проходя испытания на решимость,  мужество и другие.

Самое главное не пройти мимо «узких мест», где происходит встреча с самим собою. Увидеть свои слабости, признаться себе самому в них. И главное – захотеть исправить их. Это проявляется в сражении, в разведке, в штрафных очках за нарушение правил благочестия, тесной жизни друг со другом. Во всем этом помогают разобраться духовники учения – священники, которые пытаются помочь воинам направить свои мысли, чувства и поступки в правильное русло проводя беседы нравственно-назидательного характера.

Патриотическое воспитание.

Патриотическое чувство сейчас, к сожалению, в детях очень слабо.

Чтобы любить своё Отечество надо:

— знать его историю, биографии людей прославивших его своей жизнью, понимать основу их миросозерцания и веры;

— причислять себя к его наследникам;

— на деле проявлять любовь к своим соотечественникам, стремясь к их благу.

Для этого в учение естественно вплетаются и становятся глубоко востребованными содержательные беседы, викторины, проповеди, духовные чтения за трапезами:

— об Отечестве;

— о людях, его создавших;

— о правилах жизни, которыми они руководствовались; о заветах, которые они нам оставили;

— о милостях Божиих всему народу и отдельным людям.

Педагогическая цель.

Организаторы учения сами должны являться для детей теми, с кого можно и нужно брать пример. Глядя на воеводу и командиров, подростки стремятся быть такими же, как и они – ловкими, сильными, быстрыми, отважными. Юные воины видят честность, благородство, веру в Бога и упование на Него, и им хочется поступать также.

Во время учения перед участниками возникают различные духовные задачи. Чтобы принять правильное решение необходимо проявить качества и гражданина-воина, и христианина. Здесь часто не обойтись без совета и поддержки духовника или старшего командира, которые должны помочь ребёнку в трудную минуту совершить поступок по совести. Учение призвано, от раза к разу, воспитывать в детях благочестие, помогать взрослеть и укрепляться в правде жизни, становится воинами Христовыми, защитниками своего Отечества.

Кроме того, дети тянутся друг за другом. То есть, дети сами являются примером для своих товарищей.

Воспитание воинов.

Во время учения воины проходят начальную военную подготовку – осваивают правильную строевую стойку, строевой шаг, хождение строем, получают первые тактические навыки. Кроме того, они учатся преодолевать страх, проявлять решимость и мужество. Ребята, участвующие в учении «Горлица», проходя через серьезные испытания, становятся физически выносливее, что очень важно для воинов.

«Горлица» – это лучшие традиции Российской армии, где честь и совесть, отвага и взаимовыручка реально переживаются участниками.

Замысел учения прост, но всё всерьёз: все участники в составе двух армий под началом своих воевод во время учебно-боевых действий борются за овладение флагом другой армии, защищая свой.

Условия проведения «Горлицы»

Чтобы задачи поставленные в учении могли быть решены необходимо выполнение следующих условий:

— в составе устроителей учения (Штабе учения) непременно должен быть священник;

— должны неукоснительно выполняться утвержденные правила учения «Горлица»;

— всё должно быть по-настоящему для всех участников учения;

— обязательными участниками Учения являются хранители.

Цель  служения Хранителей помочь всем участникам Учения пребывать в благочестии. Кому это непривычно, помогают штрафные очки, которые хранители начисляют за нарушение правил Учения.

 Основные события учения «Горлица».

Теперь рассмотрим основные события учения «Голица».

В нем можно выделить три этапа.

— подготовительный,

— учебно-боевые действия,

— заключительный.

 Подготовительные этап.

После разделения по отделениям и армиям воины проходят курс молодого бойца.

«Испытание на выживание», хотя по смыслу правильнее назвать его «испытанием на сдруживание». Это эстафета, в которой отделения юных воинов проходит ряд этапов (от 8 до 12), преодоление которых требует от них взаимовыручки, согласованности действий, смекалки. Цель – в общем деле за самый короткий срок сблизить между собой незнакомых друг другу ребят, выявить их сильные и слабые стороны, приучить к послушанию командиру.

Испытание на решимость. Решимость – основное качество воина. Именно это качество помогает воину преодолевать страх и выполнять приказы командиров в боевых действиях. Однако это качество необходимо и в мирной жизни. Ведь часто для того, чтобы совершить нравственный поступок не хватает именно решимости. Здесь на Горлице у ребят есть возможность проверить свою решимость и получить опыт преодоления себя. Испытание построено так, чтобы с одной стороны оно было бы безопасно для здоровья участников, а с другой – требовало бы действительно проявления решимости.

Испытание на мужество. Мужество – это умение устоять в добре. Те, кто принимает это испытание, дают на три дня зарок или обет. Духовный смысл этого в словах 33 псалма пророка Давида «уклонись от зла и сотвори благо». Дать зарок – значит принять на себя обязательство побороться с какой-нибудь вредной привычкой, например, плевать на землю, перебивать собеседника, задирать товарищей и т.п.; дать обет – значить обещать делать какое-либо доброе дело во славу Божию, например, при подъеме сразу вставать с постели, подбирать с земли встречающийся мусор, делать земные поклоны, выучить молитву, ходить на утренний молебен и т.п.  Это испытание подвигает воинов к пониманию того, что есть добродетель трезвения. За три дня, которые продолжается это испытание, его участники опытно познают начала православной аскетики. Здесь важное значение имеет духовник армии, который должен помочь каждому найти свою меру в этом испытании и сделать всё возможное, чтобы в нем каждый почувствовал нравственное напряжение. Вообще, духовный пастырь всегда находится со своей армией, поддерживая воинов словом или делом, помогая разрешать трудные ситуации.

Во время военно-тактической подготовки ребята под командованием своих командиров изучают приемы строевой подготовки: стойку, строй, выход из строя, подход к командиру, доклад. Воины разучивают армейскую строевую песню и прохождение маршем. Затем воеводы отрабатывают со своими армиями тактические действия по обороне флага, срывания погон, взаимодействия подразделений в ходе учебно-боевого сражения.

Учебно-боевые действия.

На пятый день начинается 2-й этап учения. Армии выходят в полевые лагеря. После поединков воинов и настоящей ночной разведки утром шестого дня армии сходятся на Поле Чести, чтобы попробовать себя в самом главном испытании – учебно-боевом сражении. За прообраз взята игра «Зарница». Задача каждой армии вывести противника путем срывания погон и захватить флаг. Есть правила, что старшие не имеет права срывать погоны с младших, нельзя срывать погоны с упавшего, нельзя толкать, бить и др.

 Вот армии строем идут друг на друга. Строй – это священное место, здесь стояли наши воины, которые находятся сейчас в Небесном воинстве, в этом строю стояли многие герои, наши предки. И учиться держать строй во время сражения – это самое сложное, потому что хочется либо убежать, либо, наоборот, нападать, а нужно быть вместе. Те, у кого срывают оба погона, идут в «Царство Небесное» – это веревочка такая, как облако. Они не имеют права общаться с воинами, они только за них молятся.

Нам иногда задают такой вопрос: как же идут две армии и каждая молится о своей победе? Нет, молитва о том, чтобы сохранить благочестие, чтобы не уйти в непотребство. Молитва очень много дает, особенно детская молитва, совместная. Ребята понимают, что молитва – это сила, не важно, какой ты физически: здоровый или нет, а молитва – помощь Божия, присутствие Божие прямо здесь и сейчас. Здесь главное испытание для ребят – сохранить трезвость, не потерять честь, не озлобиться.

Заключительный этап.

После отдыха устраивается трапеза примирения с воспоминанием о прошедшем дне.

Подготовительный и заключительный этапы учения важны для создания и сохранения духовно-нравственной среды и условий для безопасности всех участников, а также для удержания и закрепления плодов учения.

Но Горлица не заканчивается, самое главное ещё впереди.

Вся «Горлица» является как бы путем к Литургии, и в последний день все дети участвуют в богослужении. Накануне служится вечерня, многие исповедуются и причащаются.

После службы проходит подведение итогов в испытании на мужество. Тем, кто сумел справиться, в первую очередь, с самим собой, вручается «капелька мужества». При этом воин становится достоин произнести слова «Честь имею!».

Заключительное построение является одним из важных событий. Во время этого построения «Десятке отважных» могут быть вручены грамоты, а всем остальным Свидетельства об участии и памятные подарки.

Заканчивается последнее построение прохождением армий перед устроителями парадным маршем со своей строевой песней. Опускаются флаги (Российский Государственный флаг и флаг «Горлицы»), поется Государственный гимн России.

Кто побеждает в учении «Горлица»?

Напомним, что результатами Учения признаются те внутренние изменения у участников, которые направлены к совершению ими нравственных поступков. Мы их называем плодами учения.

Следует отметить, что для того, чтобы изменить человека, нужно, прежде всего, согласие са­мого че­ловека на это изменение. В «Гор­лицу» детей насильно никто не за­писывает, решение принять не за­ставляет. Но сразу оговари­вается: «Будешь участвовать в «Горлице» – будет трудно. Но знай, что не по­жалеешь…».

«Горлица» – не игра, а учение.

Легко ли стяжать плоды Горлицы?

У Горлицы есть свои «подводные камни», которые могут лишить участников тех плодов, которые заложены разработчиками учения и к приобретению которых ведут его устроители. Один из главных – это нежелание что узнали и чему научились применять в своей личной жизни. Человек современный, это человек виртуальный. Он привык, нажимая кнопки и наблюдая за происходящим на экране, воображать о себе, что он реальный участник показываемых событий. Но встречаясь в реальной жизни  с трудностями, он оказывается несостоятельным и не готовым к ним.  Он не может искать выхода из затруднительных ситуаций, а впадает в истерику, алкоголизм, наркоманию и даже в суицид. Что происходит? Силы душевные, духовные не развиты, не тренированы. Такой человек не имеет положительного опыта решения ситуаций. Все виртуально. Поэтому необходимо уже сейчас приучать себя к действиям. А как? Испытания, совершенные на Горлице, продолжать в жизни.

Второй камень – несерьезное отношение к происходящему: это игра, а я уже взрослый, ну ладно, поиграю. Горлица не игра. Это – учение. Все события устроены так и в такую силу, что все участники живут в реальном напряжении и у всех участников сразу начинают проявляться реальные недостатки.  Трудно физически, душевно, духовно – мозоли, ссадины, недосып, отсутствие привычных развлечение, раздражение, ропот, малодушие и даже жестокость. Это все будет обязательно и если к этому оказаться неготовыми, то командир может струсить и бросить своих воинов, оставить их без помощи и поддержки.  Что значит – «быть готовым»?  Знать, что это будет. Не пугаться. И не бояться просить помощи. Приобрести опыт, прибегать к церковным действиям, — взаимная молитва, покаяние, чтение Псалтири, терпение себя и других без ропота и неосуждение.

Третий камень – не забывать, что мы должны быть соработниками Богу. Как? Наблюдать Промысел Божий в событиях жизни и людях. Промысел Божий – Господь посылает нам всем испытания. Чтобы мы помогли детям пройти их достойно и приобрести капельку мужества, терпения, решимости. В чем же наше соработничество Богу? А в том, чтобы не насилуя волю подростка, помочь ему совершить поступок в сторону добра, приобрести эту капельку.

Заключение.

Напомним слова Александра Васильевича Суворова: «Победи себя и будешь непобедим». Поэтому в учении одно из заключительных действий с детьми является беседа, подводящая итоги этого испытания «Горлицей». С чем негожим в себе я встретился? Чем я стоял в победе или поражении? Что во мне происходило во время сражения? Честно признаться себе самому в малодушии нужно мужество, а принести плод покаяния, простить, помириться – и есть настоящая победа над собой, приводящая к преображению.

Победа – жить по Божиим законам, жить по любви, с заботой друг о друге, иметь надежду на милость Божию и награду на Небесах.