1) Гонения на Церковь со стороны советской власти
2) Святитель Тихон, патриарх Московский
3) Царственные страстотерпцы
1) Гонения на Церковь со стороны советской власти
С приходом советской власти начались гонения на Русскую Православную Церковь. Гонения, начавшись с конца 1917 года, приняли массовый и ожесточенный характер уже в 1918 году, когда был принят декрет об отделении Церкви от государства, ставивший Церковь в бесправное положение, и продолжались на протяжении всего советского периода, то есть семидесяти лет.
С 1923 по 1928 год арестовывались сотни священнослужителей и мирян, но почти не было приговоров к смерти; то же самое было и с 1934 по 1936 год. Иногда гонения принимали почти исключительно бескровный характер , так было в 70–80-х годах , когда аресты священнослужителей и мирян стали единичными. В некоторые периоды власти преследовали цель арестовать как можно больше священно- и церковнослужителей и мирян аресты тогда исчислялись десятками и сотнями тысяч и для многих окончились мученической кончиной.
Первым практическим результатом действия декрета было закрытие большинства духовных учебных заведений. Практически с 1918 года были прекращены духовное образование и научная церковная деятельность. Это же самое можно сказать и о книгопечатании, с 1918 года любые издания христианской литературы стали невозможны. Было запрещено преподавание Закона Божия в школах. Во многих городах состоялись собрания прихожан выразивших свое отрицательное отношение к декрету в целом и в частности к вопросу отделения школы от Церкви. Одновременно с принятием декрета об отделении Церкви от государства власти попытались с помощью вооруженного нападения захватить Александро-Невскую Лавру, тем давая ясно понять, что в мерах по проведению декрета в жизнь они не остановятся ни перед чем. При захвате Лавры был смертельно ранен священник Пётр Скипетров, пытавшийся остановить красногвардейцев.
Во многих городах страны в 1918 г. прошли крестные ходы в виде протеста против захвата церковного имущества. В них принимали участие десятки тысяч людей. В некоторых случаях крестные ходы были расстреляны красногвардейцами.
Во второй половине 1921 года в стране разразился голод. К маю 1922 года в России голодало около 20 млн. человек и около миллиона скончалось. Голод явился не только результатом засухи , но и результатом только что окончившейся гражданской войны , жестокого подавления крестьянских восстаний и беспощадного отношения власти к народу. Государство под предлогом голода приняло декрет об изъятии церковных ценностей. С помощью этого декрета власти совершили попытку разрушить Церковь. Одновременно с изъятием ценностей власти попытались внести раскол в духовенство , взяв под защиту государства тех священников, которые открыто помогали советской власти. Несмотря на попытки духовенства предотвратить столкновения прихожан с представителями власти, в некоторых местах комиссии по изъятию столкнулись с верующими. Столкновения сопровождались арестами и убийствами.
Но власти не ограничились прямыми репрессиями против духовенства и верующих, был план разрушить церковное управление , и для этого была оформлена в отдельную организацию так называемых «обновленцев» группа духовенства, которой советская власть стала оказывать определенное покровительство. Фактически, предав Православную Церковь эти священники ушли в раскол.
В начале 1929 года был принят указ «О мерах усиления антирелигиозной работы», который положил начало массовым арестам священнослужителей , мирян и закрытию храмов. Гонения, начавшись в 1929 году, продолжались до 1933 года. Многие священнослужители за это время были арестованы и сосланы в лагеря, многие приняли там мученическую кончину.
За этот период было арестовано около 40 тысяч церковно- и священнослужителей. В одной только Москве и Московской области было арестовано четыре тысячи человек. Большая часть арестованных была приговорена к заключению в концлагеря, остальные – расстреляны. Те , кто были приговорены к заключению и дожили до гонения 1937 года , претерпели мученическую кончину в это время.
В начале 1937 года была произведена перепись населения СССР. Впервые в эту перепись был включен вопрос о религии. На этот вопрос отвечали все граждане , начиная с шестнадцати лет. Правительству хотелось узнать – каковы же их реальные успехи за двадцать лет борьбы с верой и Церковью, кем называют себя люди, живущие в государстве исповедующем воинствующее безбожие. Всего населения от шестнадцати лет и старше в Советской России оказалось 98,4 миллиона человек, из них верующими себя назвали 55,3 миллиона. Православными себя назвали 41,6 миллиона, или 42,3% всего взрослого населения страны и 75,2% от всех, назвавших себя верующими. Из переписи населения с ясностью следовало, что население страны осталось православным, сохранив национальные духовные корни. Предпринятые усилия в области борьбы с Церковью и народом не привели к желаемому результату, а если исходить из данных переписи населения, то можно сказать что они потерпели крах.
В начале 1937 года власти поставили вопрос о существовании Русской Православной Церкви как Всероссийской организации. Можно сказать , что гонения , которые обрушились на Русскую Православную Церковь в конце тридцатых годов , были исключительными по своему размаху и жестокости не только в рамках истории России , но и в масштабе всемирной истории.
Если храмы, которые были отданы под склады или разрушены, можно было в обозримой перспективе восстановить или отстроить заново, то более сотни архиереев, десятки тысяч священнослужителей и сотни тысяч православных мирян были расстреляны, и эта утрата была незаменима и невосполнима. Последствия этих гонений сказываются и по сию пору.
Массовое уничтожение святителей , просвещенных и ревностных пастырей , множества подвижников благочестия понизило нравственный уровень общества. Причем власти и дальше не собирались останавливать процесс закрытия храмов. Его остановила Великая Отечественная война. В середине войны советское правительство продемонстрировало миру перемену в своем отношении к Русской Православной Церкви , разрешив открывать закрытые ранее храмы и совершать в них богослужения. Но аресты духовенства не прекращались во всё время Великой Отечественной войны.
В послевоенное время , прекратив кровавые гонения на Церковь , власти продолжали оказывать давление на всех людей, открыто исповедовавших свою христианскую веру.
В юбилейном 2000 году Русская Церковь прославила подвиг пострадавших за веру от Советской власти. Поимённо было прославлено более тысячи святых. Но так как невозможно восстановить имена всех пострадавших и узнать подробности их подвига, они были канонизированы как Собор новомучеников и исповедников российских. И сейчас продолжается работа по канонизации новомучеников российских: находятся всё новые документальные свидетельства, составляются жития, Церковь прославляет новых русских святых.
2) Святитель Тихон, патриарх Московский
Патриарх Тихон (в миру Василий Иванович Белавин) родился в 1865 г. в семье священника. Окончив курс духовного училища, он поступил в Псковскую духовную семинарию, а по ее окончании ― в Петербургскую духовную академии. Примечательно , что товарищи по семинарии шутливо называли скромного, благодушного и готового всегда помочь друзьям Василия Белавина «Архиереем» , а в академии , словно предвидя его будущее служение студенты прозвали его «Патриархом» за серьезность и степенность нрава.
Святитель Тихон был избран главой Русской Православной Церкви на Всероссийском Поместном Соборе 1917 года, когда было восстановлено патриаршество, отмененное еще при Петре Первом. Интронизация нового Патриарха была совершена в Кремлевском Успенском соборе 21 ноября в день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы. Путь служения нового патриарха начался в трудный и трагический период церковных гонений и расколов , последовавших за сменой государственного строя. Несмотря на множество испытаний , Святитель Тихон остался верен своим убеждениям и ревностно следил за сохранением чистоты православия. Он призывал паству не к вооруженной борьбе а к покаянию и молитвенному подвигу: «Противостаньте им силою веры вашей», — взывал Тихон. О себе же Патриарх говорил: «Я готов на всякое страдание, даже на смерть во имя веры Христовой». Он смиренно вручал судьбу Церкви, паствы и свою собственную судьбу воле Божией и верил , что одна она только спасительна. Святейшего Патриарха Тихона считают небесным покровителем нашей многострадальной страны.
Когда летом 1921 г. после ужасов гражданской войны наступил голод, Патриарх Тихон организовал Комитет помощи голодающим и издал исключительное по силе мысли и чувства воззвание о помощи голодающим, обращенное к православной России и ко всем народам вселенной. Он призывал церковноприходские советы жертвовать драгоценные церковные украшения, если только они не имеют богослужебного употребления. Комитет возглавляемый Патриархом , собрал большие средства и во многом облегчил положение голодающих.
Патриарх Тихон был истинным защитником Православия. Несмотря на всю свою мягкость доброжелательность и благодушие , он становился непоколебимо тверд и непреклонен в делах церковных, где было нужно, и прежде всего в защите Церкви от ее врагов. Особенно ярко выявилось истинное Православие и твердость характера Патриарха Тихона в пору «обновленческого» раскола. Он стоял как непреодолимая преграда на пути у большевиков перед их планами разложения Церкви изнутри.
Заслуги Патриарха Тихона перед Российской Церковью неисчислимы. Замечательные слова сказал о нем митрополит Сергий (Страгородский), впоследствии Патриарх: «Он один безбоязненно шел прямым путем служения Христу и Его Церкви. Он на себе одном нес всю тяжесть Церкви в последние годы. Мы им живем, движемся и существуем, как православные люди».
В 1989 г., в год юбилея установления Патриаршества в Pocсии, Святейший Патриарх Тихон был прославлен во святых Русской Православной Церковью Московского Патриархата. Его память совершается 7 апреля и 9 октября.
3) Царственные страстотерпцы
Царственными страстотерпцами после причисления к лику святых Русская Православная Церковь называет последнего российского императора Николая II и его семью: императрицу Александру Федоровну , царевича Алексея , великих княжен Ольгу , Татьяну , Марию и Анастасию.
«Страстотерпец» — это один из чинов святости. Это святой, принявший мученическую смерть за исполнение Божиих Заповедей, и чаще всего — от рук единоверцев. Важная часть подвига страстотерпца — то, что мученик не держит зла на мучителей и не сопротивляется. Это лик святых, пострадавших не за свои поступки или не за проповедь Христа, а за то кем они были. Верность страстотерпцев Христу выражается в их верности своему призванию и предназначению. Именно в лике страстотерпцев были канонизированы император Николай II и его семья.
Последний российский император Николай II Романов отрекся от престола 2 марта 1917 года. После отречения его вместе с семьей, врачом и слугами заключили под домашний арест во дворце в Царском селе. Потом узников отправили в ссылку в Тобольск. И наконец весной 1918 года большевики сослали их в Екатеринбург.
О екатеринбургском периоде ссылки Царской семьи известно очень мало. До нас дошло несколько записей в дневнике императора; есть показания свидетелей по делу об убийстве Царской семьи. В доме инженера Ипатьева Николая II с семьей охраняли 12 солдат. По сути это была тюрьма. Заключенные спали на полу; надзиратели часто были жестоки с ними; узникам разрешалось гулять в саду всего один раз в день.
Царственные страстотерпцы мужественно принимали свою участь. До нас дошло письмо княжны Ольги, где она пишет: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильней, но что не зло победит зло, а только любовь».
Арестованным разрешали присутствовать на богослужениях. Молитва была для них великим утешением. Последняя служба в Ипатьевском доме была совершена всего за несколько дней до расстрела Царской семьи — 14 июля 1918 года.
В ночь с 16 на 17 июля чекист и руководитель расстрела Яков Юровский разбудил императора, его супругу и детей. Им велели собраться под предлогом, что в городе начались волнения и нужно срочно перейти в безопасное место. Узников сопроводили в полуподвальную комнату с одним зарешеченным окном, где Юровский сообщил Государю: «Николай Александрович , по постановлению Уральского областного совета вы будете расстреляны с вашей семьей». Чекист несколько раз выстрелил в Николая II , другие участники расстрела — в остальных приговоренных. Тех , кто упал , но был еще жив добивали выстрелами и кололи штыками. Тела вынесли на двор, погрузили в грузовик и вывезли в Ганину Яму. Там скинули в шахту, потом сожгли и закопали.
Вместе с Царской семьей были расстреляны придворный врач Евгений Боткин и несколько слуг: горничная Анна Демидова, повар Иван Харитонов и камердинер Алексей Трупп. Долгие десятилетия никто не знал, где палачи закопали тела расстрелянных Царственных страстотерпцев. И только в июле 1991 года предположительные останки пяти членов императорской семьи и слуг обнаружили недалеко от Екатеринбурга. А в июле 2007-го были найдены останки сына царевича Алексея и великой княжны Марии.
Русская Православная Церковь канонизировала Царственных мучеников в 2000 году: «Прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских царскую семью: императора Николая II , императрицу Александру , царевича Алексия великих княжен Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию».