Новомученики и исповедники российские

Скачать…

1) Гонения на Церковь со стороны советской власти

2) Святитель Тихон, патриарх Московский

3) Царственные страстотерпцы

1) Гонения на Церковь со стороны советской власти

С   приходом   советской   власти   начались   гонения   на   Русскую   Православную   Церковь.   Гонения, начавшись с конца 1917 года, приняли массовый и ожесточенный характер уже в   1918 году, когда был принят декрет об отделении Церкви от государства, ставивший Церковь  в бесправное положение, и продолжались на протяжении всего советского периода, то есть  семидесяти лет.

С 1923 по 1928 год арестовывались сотни священнослужителей и мирян, но почти не было  приговоров к смерти; то же самое было и с 1934 по 1936 год. Иногда гонения принимали  почти   исключительно   бескровный   характер  ,  так   было   в   70–80-х   годах  ,  когда   аресты  священнослужителей    и    мирян   стали    единичными.    В    некоторые    периоды    власти  преследовали цель арестовать как можно больше священно- и церковнослужителей и мирян   аресты   тогда   исчислялись   десятками   и   сотнями   тысяч   и   для   многих   окончились  мученической кончиной.

Первым практическим результатом действия декрета было закрытие большинства духовных  учебных заведений. Практически с 1918 года были прекращены духовное образование и  научная церковная деятельность. Это же самое можно сказать и о книгопечатании, с 1918  года   любые   издания   христианской   литературы   стали   невозможны.   Было   запрещено  преподавание Закона Божия в школах. Во многих городах состоялись собрания прихожан   выразивших  свое отрицательное  отношение  к декрету в целом  и в частности  к вопросу  отделения школы от Церкви. Одновременно с принятием декрета об отделении Церкви от государства власти попытались  с помощью вооруженного нападения захватить Александро-Невскую Лавру, тем давая ясно  понять, что в мерах по проведению декрета в жизнь они не остановятся ни перед чем. При  захвате Лавры был смертельно ранен священник Пётр Скипетров, пытавшийся остановить  красногвардейцев.

Во многих городах страны в 1918 г. прошли крестные ходы в виде протеста против захвата  церковного   имущества.   В   них   принимали   участие   десятки   тысяч   людей.   В   некоторых  случаях крестные ходы были расстреляны красногвардейцами.

Во второй половине 1921 года в стране разразился голод. К маю 1922 года в России голодало  около 20 млн. человек и около миллиона скончалось. Голод явился не только результатом  засухи   ,  но   и   результатом   только   что   окончившейся   гражданской   войны       ,  жестокого  подавления   крестьянских   восстаний   и   беспощадного   отношения   власти   к   народу.  Государство  под  предлогом  голода   приняло  декрет   об  изъятии   церковных  ценностей.  С  помощью этого декрета власти совершили попытку разрушить Церковь. Одновременно с  изъятием   ценностей   власти   попытались   внести   раскол   в   духовенство  ,  взяв   под   защиту  государства тех священников, которые открыто помогали советской власти. Несмотря на  попытки духовенства предотвратить столкновения прихожан с представителями власти, в  некоторых   местах   комиссии   по   изъятию   столкнулись   с   верующими.   Столкновения  сопровождались арестами и убийствами.

Но власти не ограничились прямыми репрессиями против духовенства и верующих, был  план   разрушить   церковное   управление        ,  и   для   этого   была   оформлена   в   отдельную  организацию так называемых «обновленцев» группа духовенства, которой советская власть  стала оказывать определенное покровительство. Фактически, предав Православную Церковь   эти священники ушли в раскол.

В начале 1929 года был принят указ «О мерах усиления антирелигиозной работы», который  положил   начало   массовым   арестам   священнослужителей  ,  мирян   и   закрытию   храмов.  Гонения, начавшись в 1929 году, продолжались до 1933 года. Многие священнослужители за  это время были арестованы и сосланы в лагеря, многие приняли там мученическую кончину.

За этот период было арестовано около 40 тысяч церковно- и священнослужителей. В одной  только Москве и Московской области было арестовано четыре тысячи человек. Большая  часть арестованных была приговорена к заключению в концлагеря, остальные – расстреляны.  Те  ,  кто   были   приговорены   к   заключению   и   дожили   до   гонения   1937   года  ,  претерпели  мученическую кончину в это время.

В начале 1937 года была произведена перепись населения СССР. Впервые в эту перепись  был   включен   вопрос   о   религии.   На   этот   вопрос   отвечали   все   граждане  ,  начиная   с  шестнадцати   лет.   Правительству   хотелось   узнать   –   каковы   же   их   реальные   успехи   за  двадцать лет борьбы с верой и Церковью, кем называют себя люди, живущие в государстве   исповедующем воинствующее безбожие. Всего населения от шестнадцати лет и старше в  Советской России оказалось 98,4 миллиона человек, из них верующими себя назвали 55,3  миллиона. Православными себя назвали 41,6 миллиона, или 42,3% всего взрослого населения  страны и 75,2% от всех, назвавших себя верующими. Из переписи населения с ясностью  следовало, что население страны осталось православным, сохранив национальные духовные  корни.   Предпринятые   усилия   в   области   борьбы   с   Церковью   и   народом   не   привели   к  желаемому результату, а если исходить из данных переписи населения, то можно сказать   что они потерпели крах.

В начале 1937 года власти поставили вопрос о существовании Русской Православной Церкви  как   Всероссийской   организации.   Можно   сказать  ,  что   гонения  ,  которые   обрушились   на  Русскую   Православную   Церковь   в   конце   тридцатых   годов  ,  были   исключительными   по  своему   размаху   и   жестокости   не   только   в   рамках   истории   России  ,  но   и   в   масштабе  всемирной истории.

Если храмы, которые были отданы под склады или разрушены, можно было в обозримой  перспективе восстановить или отстроить заново, то более сотни архиереев, десятки тысяч  священнослужителей и сотни тысяч православных мирян были расстреляны, и эта утрата  была незаменима и невосполнима. Последствия этих гонений сказываются и по сию пору.

Массовое   уничтожение   святителей  ,  просвещенных   и   ревностных   пастырей  ,  множества  подвижников   благочестия   понизило   нравственный   уровень   общества.   Причем   власти   и  дальше не собирались останавливать процесс закрытия храмов.   Его остановила Великая  Отечественная война. В середине войны советское правительство продемонстрировало миру  перемену   в   своем   отношении   к   Русской   Православной   Церкви  ,  разрешив   открывать  закрытые   ранее   храмы   и   совершать   в   них   богослужения.   Но     аресты   духовенства   не  прекращались во всё время Великой Отечественной войны.

В   послевоенное   время  ,  прекратив   кровавые   гонения   на   Церковь  ,  власти   продолжали  оказывать давление на всех людей, открыто исповедовавших свою христианскую веру.

В   юбилейном   2000   году   Русская   Церковь   прославила   подвиг   пострадавших   за   веру   от  Советской   власти.   Поимённо   было   прославлено   более   тысячи   святых.   Но   так   как  невозможно восстановить имена всех пострадавших и узнать подробности их подвига, они  были   канонизированы   как   Собор   новомучеников   и   исповедников   российских.   И   сейчас  продолжается   работа   по   канонизации   новомучеников   российских:   находятся   всё   новые  документальные свидетельства, составляются жития, Церковь прославляет новых русских  святых.

2) Святитель Тихон, патриарх Московский

Патриарх Тихон (в миру Василий Иванович Белавин) родился в 1865 г. в семье священника.  Окончив курс духовного училища, он поступил в Псковскую духовную семинарию, а по ее  окончании   ―   в   Петербургскую   духовную   академии.   Примечательно  ,  что   товарищи   по  семинарии шутливо называли скромного, благодушного и готового всегда помочь друзьям  Василия   Белавина   «Архиереем»  ,  а   в   академии  ,  словно   предвидя   его   будущее   служение   студенты прозвали его «Патриархом» за серьезность и степенность нрава.

Святитель   Тихон   был   избран   главой   Русской   Православной   Церкви   на   Всероссийском  Поместном Соборе 1917 года, когда было восстановлено патриаршество, отмененное еще  при   Петре   Первом.   Интронизация   нового   Патриарха   была   совершена   в   Кремлевском  Успенском соборе 21 ноября в день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы. Путь   служения   нового   патриарха   начался   в   трудный   и   трагический   период   церковных  гонений   и   расколов  ,  последовавших   за   сменой   государственного   строя.   Несмотря   на  множество   испытаний  ,  Святитель   Тихон   остался   верен   своим   убеждениям   и   ревностно  следил за сохранением чистоты православия. Он призывал паству не к вооруженной борьбе   а к покаянию и молитвенному подвигу: «Противостаньте им силою веры вашей», — взывал  Тихон. О себе же Патриарх говорил: «Я готов на всякое страдание, даже на смерть во имя  веры Христовой». Он смиренно вручал судьбу Церкви, паствы и свою собственную судьбу  воле   Божией   и   верил  ,  что   одна   она   только   спасительна.   Святейшего   Патриарха   Тихона  считают небесным покровителем нашей многострадальной страны.

Когда летом  1921 г. после ужасов  гражданской  войны  наступил  голод, Патриарх  Тихон  организовал   Комитет   помощи   голодающим   и   издал   исключительное   по   силе   мысли   и  чувства воззвание о помощи голодающим, обращенное к православной России и ко всем  народам   вселенной.   Он   призывал   церковноприходские   советы   жертвовать   драгоценные  церковные украшения, если только они не имеют богослужебного употребления. Комитет   возглавляемый   Патриархом  ,  собрал   большие   средства   и   во   многом   облегчил   положение  голодающих.

Патриарх Тихон был истинным защитником Православия. Несмотря на всю свою мягкость   доброжелательность   и   благодушие  ,  он   становился   непоколебимо   тверд   и   непреклонен   в  делах церковных, где было нужно, и прежде всего в защите Церкви от ее врагов. Особенно  ярко   выявилось   истинное   Православие   и   твердость   характера   Патриарха   Тихона   в   пору  «обновленческого» раскола. Он стоял как непреодолимая преграда на пути у большевиков  перед их планами разложения Церкви изнутри.

Заслуги Патриарха Тихона перед Российской Церковью неисчислимы. Замечательные слова  сказал   о   нем   митрополит   Сергий   (Страгородский),  впоследствии   Патриарх:   «Он   один  безбоязненно шел прямым путем служения Христу и Его Церкви. Он на себе одном нес всю    тяжесть Церкви в последние годы. Мы им живем, движемся и существуем, как православные  люди».

В 1989 г., в год юбилея установления Патриаршества в Pocсии, Святейший Патриарх Тихон  был прославлен во святых Русской Православной Церковью Московского Патриархата. Его  память совершается 7 апреля и 9 октября.

3) Царственные страстотерпцы

Царственными страстотерпцами после причисления к лику святых Русская Православная  Церковь называет последнего российского императора Николая II и его семью: императрицу  Александру   Федоровну  ,  царевича   Алексея  ,  великих   княжен   Ольгу  ,  Татьяну  ,  Марию   и  Анастасию.

  «Страстотерпец» — это один из чинов святости. Это святой, принявший мученическую  смерть за исполнение Божиих Заповедей, и чаще всего — от рук единоверцев. Важная часть  подвига страстотерпца — то, что мученик не держит зла на мучителей и не сопротивляется.  Это лик святых, пострадавших не за свои поступки или не за проповедь Христа, а за то  кем  они были. Верность страстотерпцев Христу выражается в их верности своему призванию и  предназначению. Именно в лике страстотерпцев были канонизированы император Николай  II и его семья.

Последний российский император Николай II Романов отрекся от престола 2 марта 1917  года. После отречения его вместе с семьей, врачом и слугами заключили под домашний  арест во дворце в Царском селе. Потом узников отправили в ссылку в Тобольск. И наконец   весной 1918 года большевики сослали их в Екатеринбург.

О екатеринбургском периоде ссылки Царской семьи известно очень мало. До нас дошло  несколько записей в дневнике императора; есть показания свидетелей по делу об убийстве  Царской семьи. В доме инженера Ипатьева Николая II с семьей охраняли 12 солдат. По сути   это была тюрьма. Заключенные спали на полу; надзиратели часто были жестоки с ними;  узникам разрешалось гулять в саду всего один раз в день.

Царственные страстотерпцы мужественно принимали свою участь. До нас дошло письмо  княжны Ольги, где она пишет: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и  тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил  и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в  мире, будет еще сильней, но что не зло победит зло, а только любовь».

Арестованным разрешали присутствовать на богослужениях. Молитва была для них великим  утешением. Последняя служба в Ипатьевском доме была совершена всего за несколько дней  до расстрела Царской семьи — 14 июля 1918 года.

В   ночь   с   16   на   17   июля   чекист   и   руководитель   расстрела   Яков   Юровский   разбудил  императора, его супругу и детей. Им велели собраться под предлогом, что в городе начались  волнения   и   нужно   срочно   перейти   в   безопасное   место.   Узников   сопроводили   в  полуподвальную комнату с одним зарешеченным окном, где Юровский сообщил Государю:  «Николай   Александрович  ,  по   постановлению   Уральского   областного   совета   вы   будете  расстреляны   с   вашей   семьей».   Чекист   несколько   раз   выстрелил   в   Николая   II  ,  другие  участники   расстрела   —   в   остальных   приговоренных.   Тех  ,  кто   упал  ,  но   был   еще   жив   добивали выстрелами и кололи штыками. Тела вынесли на двор, погрузили в грузовик и  вывезли в Ганину Яму. Там скинули в шахту, потом сожгли и закопали.

Вместе с Царской семьей были расстреляны придворный врач Евгений Боткин и несколько  слуг: горничная Анна Демидова, повар Иван Харитонов и камердинер Алексей Трупп. Долгие десятилетия никто не знал, где палачи закопали тела расстрелянных Царственных  страстотерпцев.   И   только   в   июле   1991   года   предположительные   останки   пяти   членов  императорской семьи и слуг обнаружили недалеко от Екатеринбурга. А в июле 2007-го были  найдены останки сына царевича Алексея и великой княжны Марии.

Русская   Православная   Церковь   канонизировала   Царственных   мучеников   в   2000   году:  «Прославить   как   страстотерпцев   в   сонме   новомучеников   и   исповедников   Российских  царскую   семью:   императора   Николая   II  ,  императрицу   Александру  ,  царевича   Алексия   великих княжен Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию».