Доклад протоиерея Олега Ширинкина на детско-юношеской научно-практической конференции по церковному краеведению «1917 – 2017: уроки столетия. 100-летие восстановления Патриаршества и освящения Крестовоздвиженского собора Белогорского монастыря. Пермские новомученики».
В этом году исполняется 100 лет событиям, имевшим начало в 1917 году. Мы не ставим перед собою цель подвести некую черту под этим периодом и дать окончательную интерпретацию тому, что произошло в минувшем столетии. Но мы обязаны открыто говорить о том, что послужило причиной тех или иных событий и какими последствиями они обернулись для народов исторической Руси. Именно поэтому тема нашей конференции не итоги, а уроки столетия.
Минувшее столетие было омрачено революциями и смутами, приведшими к захвату власти радикальными политическими силами, братоубийственной гражданской войной, социальным и политическим разобщением народа, репрессиями в отношении отдельных лиц, социальных групп, сословий и народов, что привело к страданиям людей и многочисленным жертвам.
Что послужило причиной произошедших в нашей стране великих потрясений?
Конечно, было бы наивно считать, что обе революции 1917 года — и февральская, и октябрьская — произошли на пустом месте и совершенно спонтанно, как наивно было бы думать, что именно с 1917 года начались все беды века XX-го. Разумеется, причины указанных событий кроются в более глубоких исторических пластах.
События 1917 года и последовавшие за ними драматические деяния имеют глубокие духовные причины. Коренной слом традиционного уклада жизни стал возможен только потому, что из повседневной жизни людей ушло нечто очень важное.
Внешне было все благополучно.
В 20-й век Российская Империя вступила с крупнейшей и лучшей в мире нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленностью: 94% всей нефти перерабатывались внутри страны.
По темпам промышленного производства Российская империя к 1914 году вышла на 1-е место.
До революции Россия (Российская империя) была самой непьющей страной в Европе Россия традиционно была одной из самых трезвых стран Европы. Мы стояли на предпоследнем месте в мире по душевому потреблению алкоголя в течение трёх столетий с XVII до начала XX века.
Самым крупным сословием в Российской империи являлось крестьянство.
В 1904 году в России был 21 миллион лошадей (во всем мире — около 75 миллионов): 60% крестьянских хозяйств России имели 3-х и более лошадей.
В 1913 году Россия от продажи сливочного масла за границей выручила столько же, сколько от добычи золота.
Россия и союзники практически выиграли Первую мировую войну в конце 1916 года.
Несмотря на внешнее благополучие и благолепие, научные и культурные достижения, в жизни людей все меньше места оставалось для живой и искренней веры в Бога, понимания исключительной важности ценностей, принадлежащих духовной и нравственной традиции.
Формально Российская империя была православной, но, по свидетельству современников, Православие мало кому было понятно. Народ твердо соблюдал церковные обычаи и обряды, но плохо знал свою веру. Великосветское общество: интеллигенция, дворянство было глубоко заражено мистицизмом, масонством, нигилизмом, пришедшими в Россию из Европы. Результатом стало то, что идеи атеизма принесли свои плоды, и вылилось это всё в кровавую революцию. Победное шествие атеизма достигло своего расцвета в революциях 1917 года. Религия жестоко изгонялась из сознания человека, а атеизм стал «единственно научным мировоззрением» на целых 70 лет.
Святой Иоанн Кронштадтский незадолго до своей кончины в 1908 году грозно пророчествовал о будущих судьбах России. Скорбя душой за русское образованное общество, отходившее от веры и стремившееся увлечь за собой весь Русский Народ, Иоанн Кронштадтский обращался к нему с призывом покаяться. «Кайтесь, кайтесь, – взывал он, – приближается ужасное время, столь опасное, что вы и представить себе не можете». Он говорил, что, если не будет покаяния, Господь отнимет у России Царя и напустит ей столь жестоких правителей, которые всю землю Русскую зальют кровью. Он говорил, что хранитель России после Бога есть Царь, а враги наши без Него постараются уничтожить и самое имя России».
Иоанн Кронштадтский прозревает надвигающуюся безбожную революцию и грозно предупреждает ее творцов о страшных последствиях наступающего духовного беззакония и хаоса. Именно интеллигенции он ставит в вину развращение нравов простого народа и насаждения ложных духовных идеалов свободы и демократии.
Размышляя над судьбою России, святитель Игнатий (Брянчанинов) не случайно заметил однажды, что её грядущие бедствия будут скорее нравственные и духовные, нежели политические и военные от столкновений с внешним врагом. Подлинная религиозность и благочестие в России заметно слабели. При этом верхние слои паствы склонялись более чем к равнодушию в отношении веры, а нижние всё чаще уходили в раскол. «И первые, и вторые подчиняются неблагоприятному на них влиянию по той причине, что не видят веры и плодов её там, где должно видеть их».
В разложении православного сознания святитель Игнатий видел предвестие неминуемой общественной катастрофы. Подменяя святую истину ложью, или вовсе отвергая её, человечество не один раз потоками крови оплачивало свои заблуждения. «Религиозные недуги человечества, — убеждался святитель, — всегда отражаются на внешнем быте его. Свидетель этого — вся история».
В своих высказываниях, наполненных ревностной заботой об Отечестве, на которое в недалеком будущем, как мы знаем, должно было обрушиться тяжелейшее испытание, святитель Феофан предстает пред нами как грозный пророк. Слишком очевидной для чуткого взгляда святителя была разрушительность нестроений, происходящих в обществе, глубина падения, если выразиться современным языком, русской «элиты», которую привлекал и все сильнее захватывал западный материализм со своими ложными ценностями: «Есть очи, но не видим; есть уши, но не слышим и сердцем не разумеем. Господи, помилуй нас! Пролей свет Твой и истину Твою!». Неоднократно святитель в своей проповеди призывал оберегать границы Отечества силой православной веры: «Любите Россию в духе Православия, ревнуйте об усовершенствовании ее во всех отношениях, но без нарушения мира веры, без подрыва ее основ и ее ценности повсюдной. В этом, скажу вам в горести, надежда на одних вас. Многие у нас уже начали уклоняться на распутия. Из чудных источников пьют они мутную воду неверия и напаяются началами, не сообразными с государственным устройством нашим и с духом нашего народа. Если вы пойдете по следам их, погибла Россия».
Россия 1917 года. Идет затянувшаяся изнурительная Первая мировая война. Большевики обещают народу свободу, равенство, братство. Землю – крестьянам, фабрики – рабочим, всем – мир! Что же мы видим в действительности?
Мятежный 1917 год.
23 февраля – 3 марта 1917 года в России произошла февральская революция.
2 марта 1917 года император Николай II был вынужден
отречься от престола.
8 марта 1917 года император был арестован.
6 августа 1917 года император Николай II и его семья
решением Временного правительства отправлены в ссылку в Тобольск.
28 августа 1917 года открылся Поместный Собор Российской Православной Церкви.
Мнение Русской Православной Церкви на Соборе высказал епископ Астраханский Митрофан (Краснопольский):
«Нам нужен Патриарх как церковно-молитвенный предстоятель Русской Церкви – представитель подвига и дерзновения, и как стоятель за Русскую Церковь».
Мнение православных людей на Соборе выразил один из депутатов-крестьян:
«У нас больше нет царя, нет отца, которого мы любили. Синод любить невозможно, а потому мы, крестьяне, хотим Патриарха».
Сначала путем голосования были избраны три кандидата в Патриархи: «самый умный» Митрополит Антоний (Храповицкий),
«самый строгий» Архиепископ Арсений (Стадницкий),
«самый добрый» Митрополит Тихон (Беллавин).
Далее Собор решил предоставить воле Божией посредством жребия указать достойнейшего из них.
18 ноября 1917 года после Божественной Литургии в храме Христа Спасителя перед Владимирской иконой Пресвятой Богородицы старец Зосимовской пустыни иеросхимонах Алексий вынул жребий, а митрополит Киевский Владимир огласил имя избранного. Господь указал Патриархом быть «добрейшему».
Патриархом Московским и Всея Руси был избран митрополит Московский Тихон.
Как воспринял эту весть Святитель Тихон? Обрадовался? Отнюдь. Новоизбранный Патриарх воспринял свое избрание как тяжкий крест, данный ему Богом. Он так и сказал: «Ваша весть об избрании меня в Патриархи является для меня тем свитком, на котором написано : «Плач, и стон, и горе»… Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах российских и предстоит умирание за них во вся дни… Но да будет воля Божия!».
Годы Патриаршества (1918 -1925).
С момента прихода к власти большевики во главе с Лениным заявили: «Вера в Бога должна исчезнуть из жизни народа», — и сразу же повели жестокое наступление на Церковь.
23 января 1918 года Советская власть издает Декрет об отделении Церкви от государства.
Большевики массово закрывали монастыри, храмы, убивали священнослужителей, монахов.
В стране шла Гражданская война. Разделившись на красных и белых, русские люди убивали друг друга.
17 июля 1918 года в Екатеринбурге были злодейски убиты император Николай II, императрица Александра Федоровна и пятеро их детей.
В октябре 1918 года Святейший Патриарх направил Совету народных комиссаров послание, приуроченное к первой годовщине захвата власти большевиками:
«Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания вы давали? Как вы исполнили свои обещания? Поистине вы дали ему камень вместо хлеба и змею вместо рыбы. Отечество вы подменили бездушным интернационалом. Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы и ввергли его в небывалое по жестокости братоубийство…»
«Отпразднуйте годовщину своего пребывания у власти освобождением заключенных. Прекращением кровопролития, насилия, разорения. Стеснения веры» — призывал далее правителей Патриарх. Это заступничество Первосвятителя за свой народ власти восприняли как контрреволюционное выступление.
В ночь на 24 ноября 1918 года Патриарх Тихон был арестован.
Однако вскоре большевики поняли, что тем самым они настраивают против себя не только население собственной страны, но и иностранные державы и вынуждены были через полтора месяца освободить Святейшего из под стражи.
Летом 1921 года в России начался страшный, небывалый голод. Он стал следствием соединения ряда причин – сильнейшей засухи, гражданской войны и жестокой и недальновидной продовольственной политики большевиков.
21 августа 1921 года Патриархом Тихоном образован
Всероссийский комитет помощи голодающим, который был закрыт по распоряжению властей через неделю. Собранные комитетом деньги были конфискованы.
23 февраля 1922 года Ленин издает Декрет о насильственном изъятии церковных ценностей.
Когда под предлогом помощи голодающим была предпринята попытка разгрома Церкви, Патриарх Тихон благословил жертвовать церковные ценности и выступил против посягательств на святыни и народное достояние.
В печати стали появляться статьи, обвинявшие Церковь в безразличии к бедствиям народа. Большевики решили использовать народное бедствие для наступления на Церковь.
Ленин пишет секретное письмо своим соратникам: «Именно сейчас, когда в стране царит голод, мы должны провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией и не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления… Чем большее число представителей реакционного духовенства придется расстрелять, тем лучше…».
По указу властей пресса открыто клеветала на Патриарха и Церковь. Главная газета страны «Известия» напечатала «список врагов народа». Первым в этом списке значился Патриарх Тихон.
В результате Патриарх Тихон снова был арестован.
6 мая 1922 года Патриарх Тихон был заключен под домашний арест в Донском монастыре. Воспользовавшись этим, группа священнослужителей из Петербурга во главе с протоиереем Александром Введенским явились на прием к Святейшему Патриарху и предложили ему отречься от Патриаршества.
Наступает новый этап в истории Русской Православной Церкви – обновленческий раскол.
Александр Введенский — один из главных идеологов и лидеров обновленчества
Обновленцы всецело поддерживали безбожную Советскую власть и сотрудничали с нею. Суть обновленческого раскола в следующем: изменение некоторых внешних форм Церковной жизни (епископат мог быть женатым, священники могли жениться второй раз, богослужения можно было совершать на русском языке).
обновленцы
В июне 1922 года на Урале создаются первые обновленческие группы, а 21 августа того же года в городе Перми был создан Епархиальный совет по реорганизации Пермской епархии. Обновленческое объединение формально возглавил епископ Красноуфимский Михаил Бирюков, а его заместителем стал епископ Кунгурский Николай Ашихмин.
Из 600 церковных общин Пермской епархии обновленцам удалось склонить на свою сторону половину. Около трехсот поддерживали Патриарха Тихона.
Урал стал крупным центром обновленческого движения. Из 36 обновленческих епархий в России 12 находилось на Урале. В 1927 году на территории уральского региона действовало 1903 православных прихода. Из них обновленческому Синоду подчинялось 651. В Пермской епархии обновленческие приходы существовали до 1948 года.
Примечательно то, что не все поддержали сторонников обновления.
Ярким представителем борьбы с обновленческим расколом на Урале стал епископ Аркадий Ершов. Его плодотворная деятельность в короткое существование Кунгурской православной Епархии в течение 1924 – 1929 годов сыграло решающую роль в укреплении православия на Урале в борьбе с обновленческим расколом.
Епископ Аркадий Ершов
Священномученик Аркадий (в миру — Александр Павлович Ершов) родился 15/28 августа 1878 года в городе Кунгуре Пермской губернии (Пермской епархии) в семье священника. В 1901 году окончил Пермскую духовную семинарию. В сан священника он был рукоположен в 1902 году.
1920-1924 гг. — это время, когда Святую Церковь продолжали сотрясать жестокие и кровавые гонения. Ко всему прочему, появляется в Церкви обновленческий раскол, который увлек за собой многих священнослужителей и часть паствы. Это время характеризуется, как известно, и кощунственным изъятием церковных ценностей, а также вскрытием и осквернением святых мощей. Отец Аркадий Ершов в это время являлся настоятелем храма во имя Всех святых города Кунгура, он и в этих трудных обстоятельствах своего священнического служения не отступил от своей священнической присяги и действовал строго в рамках церковных канонов и в послушании православному священноначалию, то есть Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси святителю Тихону и возглавляемому им Священному Синоду Православной Российской Церкви.
В 1922-1923 гг., то есть во время самого зарождения обновленческого раскола и активного его распространения властями и либеральным духовенством, не желающим быть в общении с законной, Патриаршей Церковью, отец Аркадий Ершов самоотверженно, рискуя даже поплатиться за это собственной жизнью, успешно руководил сопротивлением православных приходов обновленчеству. На собрании православного духовенства и мирян он, как ревностный и бескомпромиссный к обновленчеству и абсолютно непреклонный к преступному против Святой Церкви сговору с большевиками, был избран епископом Кунгурским, викарием Пермской епархии. Его кандидатура была предложена Святейшему Патриарху Тихону, и Постановлением Патриарха и Священного Синода от 22 марта 1924 г. священник Аркадий Ершов был пострижен в мантию, возведен в сан архимандрита, а 30 марта того же 1924 года в Москве хиротонисан во епископа Кунгурского, викария Пермской епархии.
28 июля 1924 года епископ Аркадий был назначен временно управляющим Свердловской (Екатеринбургской) епархией и всегда оставался непримиримым противником обновленчества, любвеобильным ко своей, вверенной ему Богом, пастве, ревностным и бесстрашным служителем Святой Матери-Церкви, верным собратом православных архипастырей, оставшихся в общении с Патриаршей Церковью, так же самоотверженно несшим тяжкий крест архиерейства, усердным молитвенником за свою многострадальную паству.
Благодаря усилиям епископа Аркадия, Екатеринбург стал досягаем для управления православной иерархией и, к концу 1924 года, благодаря самоотверженному архипастырскому служению епископа Аркадия (Ершова) Екатеринбургский, Нижнетагильский и Шадринский округи стали опорой Святейшего Патриарха Тихона на Урале. В 1925 епископ Аркадий стал самостоятельным, то есть автономным, епископом Кунгурским согласно определению Поместного Собора 1917-1918 годов о временной самостоятельности епархий в случае невозможности канонической связи с центральным церковным управлением в Москве, со Святейшим Патриархом и Синодом.
23 января 1929 года епископ Аркадий был переведен на Омскую кафедру, а 23 октября 1930 года — на Чебоксарскую. Все перемещения происходили по указке богоборческой власти, не желавшей, чтобы епископы оставались в своих епархиях долгое время, и это, конечно, не могло не послужить причиной расстройства дел в управлении епархиями, на что рассчитывали большевики. Епископ Аркадий с крепкою верою и христианским смирением воспринимал все эти перемещения и горькие разлучения с горячо любимой уральской паствой, с которой он усердно и самоотверженно трудился, не жалея ни сил, ни здоровья, не страшась угроз со стороны богоборческой власти и клеветнических нападок святотатственного и безблагодатного обновленчества — настоящей своры волков в овечьей шкуре, врагов Православия.
С ноября 1931 года епископ Аркадий, Промыслом Божиим, становится управляющим Свердловской епархией, но уже как официальный правящий архиерей Свердловской и Ирбитской епархии Русской Православной Церкви, избрав себе кафедральным городом Невьянск, но оставаясь с титулом Сверловского и Ирбитского. Сколько бессонных ночей провел в прилежных своих молитвах о судьбе своей паствы владыка Аркадий. Еще более сложной была обстановка на Урале, где обновленцы быстро сколотили себе общины своих сторонников, заручаясь поддержкой богоборческой власти, хотя сами, может быть, до конца этого не осознавали. Это тоже была, хотя и бывшая, но паства владыки Аркадия. О их вразумлении и возвращении в Церковь день и ночь молился владыка, и некоторые возвращались.
Епископ был арестован и этапирован в Омск, где был приговорен к трем годам ссылки в Казахстан. Оттуда владыка Аркадий не переставал управлять Свердловско-Ирбитской епархией. После отбытия срока, в апреле 1935 года, он был освобожден и Заместителем Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополитом Сергием возведен в сан архиепископа (Свердловского и Ирбитского). Но был отстранен от церковного управления, не допущен к месту своего архиерейского служения — в город Свердловск и проживал на покое, а фактически, под домашним арестом, в поселке Балмошная в пригороде города Перми, оставаясь титулованным архиереем Свердловским и Ирбитским.
29 сентября 1935 года архиепископ Свердловский и Ирбитский, проживавший на покое, был арестован и этапирован в Сибирь в пятилетнее заключение. Архиепископ Свердловский и Ирбитский Аркадий был расстрелян 3 ноября 1937 года в ИТЛ недалеко от Кемерово. Место погребения его тела неизвестно и, таким образом, мощи священномученика Аркадия Екатеринбургского остаются неявленными…
Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, состоявшимся в 2000 году, Аркадий (Ершов), архиепископ Екатеринбургский, был прославлен в лике священномучеников.
«Минувшие десятилетия безбожия, казалось бы, навсегда нарушили преемственную связь с духовными традициями христианского прошлого и их живыми носителями. По человеческим меркам в годы атеистической идеологии совершился необратимый процесс дехристианизации русского народа. Но Господь Своим промыслом вновь направляет течение XXI века к духовным истокам и, раскрывая историю кровавых гонений, преподает нам великий урок подлинной веры и христианского подвижничества, задает планку нравственной высоты, достижимой и в наше время.
С любовью и благоговением обращаемся мы сегодня к жертвенному подвигу как древних, так и новых святых, наших соотечественников, осознавая, что не они нуждаются в нашем почитании, но мы нуждаемся в их повседневной помощи и поддержке. Ныне они молитвенно предстательствуют за нашу землю и молят о нас Бога», — митрополит Пермский и кунгурский Мефодий.
«Сегодня идея жизни без Бога распространяется с новой силой уже в масштабах целой планеты. Мы видим, как во многих процветающих странах предпринимаются усилия утвердить на законодательном уровне право выбора любого пути, в том числе самого греховного, идущего вразрез со словом Божиим. Это опасное явление в жизни современного человечества получило название «дехристианизация». Наверное, подобные философские взгляды нельзя было бы назвать ересью, если бы многие христиане их не приняли и не поставили права человека выше, чем слово Божие. Поэтому мы говорим сегодня о глобальной ереси человекопоклонничества — нового вида идолопоклонства, исторгающего Бога из человеческой жизни, — сказал в своей проповеди предстоятель Русской православной церкви Патриарх Кирилл».
Мы вступили в эпоху эгоцентризма, когда на первом месте – свое собственное «Я», свои желания, свои страсти. А Бог и вечные ценности игнорируются.
Нам, живущим ныне, тоже нужно сделать выбор, усвоив уроки столетия, что отказ от вечных ценностей приводит к трагедии и саморазрушению, а Заповеди Божии ведут человека к созиданию, истинной свободе и счастью.