Священномученик Андроник(Никольский), архиепископ Пермский и Кунгурский

доклад с презентацией

III детская научно-практическая конференция «С верой за Христа: памяти святых, в земле Пермской просиявших.

Скачать доклад

Скачать презентацию

Священномученик Андроник, архиепископ Пермский и Кунгурский

Владимир Никольский, будущий священномученик Андроник, родился 14 (1) августа 1870 г. в селе Поводнево в день крещения Руси князем Владимиром. В честь этого великого русского святого и был назван будущий архиепископ.

Отец Владимира – Александр – был псаломщиком, а позднее диаконом в храме Преображения Господня села Поводнева; мать – Екатерина – всю жизнь была его верной спутницей жизни и помощницей в делах.

В семье Никольских кроме Владимира было еще две дочери Мария и Елизавета.

Володя воспитывался в благочестии, участвуя в церковных службах и помогая отцу возделывать землю, которая в тех местах была неплодородна, так что с детства он был приучен к любому труду. Из воспоминаний архиепископа Андроника: «Мой отец, занимался хозяйством. Но ухаживали мы это хозяйство своими руками, нанимая разве только одну работницу на сенокос».

В свободное время Володя ходил с ребятами на Волгу, играл с ними, как и все дети, бегая по холмам и равнинам.

А в воскресенье все вместе ходили в храм, постоянно причащаясь Святых Христовых Таин. Храм дышал стариной, его наполняли живые лики Божиих угодников, смотревших с намоленных икон. Особо ребята почитали святого благоверного великого князя Александра Невского, пытаясь подражать ему в своих военных играх, а проповеди о нем всегда слушали с большим вниманием.

В 1879 году девятилетний отрок Владимир поступает в подготовительный класс Угличского духовного училища, находящегося в 11 верстах от родного села.

В 1885 году переведен в 1 класс Ярославской Духовной семинарии.

В июне 1891 года Владимир Никольский окончил Духовную семинарию по 1-му разряду и был отправлен на учебу в Московскую Духовную Академию.

На слайде Владимир Никольский, студент Московской Духовной Академии – будущий архиепископ Андроник.

Из воспоминаний архиепископа Андроника о годах учебы в Московской Духовной Академии: «В продолжении первых двух лет я ходил как кандидат монашества, ибо я уже заявил свое желание быть монахом и выжидал времени, как мне то будет позволено начальством»

Благословение и совет на монашество Владимиру дал сам святой праведный Иоанн Кронштадский. Отец Иоанн приезжал в академию как раз летом 1893 года. Для преподавателей и студентов  это были дни духовного торжества.

31 июля 1893 года, перед днем рождения, в храме Московской Духовной академии во время всенощной после великого славословия ректор академии архимандрит Антоний (Храповицкий) постриг студента Владимира  в монашество и нарек ему имя Андроник в честь преподобного Андроника, ученика преподобного Сергия Радонежского.

В 1895 году иеродиакон Андроник окончил Духовную академию со степенью кандидата богословия и 22 июля того же года был рукоположен во иеромонаха.

По окончании семинарии отец Андроник назначен помощником инспектора в Кутаисскую Духовную семинарию.

Через год он был назначен преподавателем, а затем инспектором Александровской миссионерской семинарии. Семинария находилась в местечке Ардон на Северном Кавказе в Осетии. Здесь среди гор, он с любовью занялся миссионерством, много разъезжал по школам.

Общение с крестьянами действовало на молодого пастыря вдохновляюще, а среди крестьянских детей он сам становился ребенком. И он уже думал прожить в этом месте всю жизнь, усердно трудясь на ниве народного просвещения. Но все сложилось иначе…

3 сентября 1897 года отец Андроник получил телеграмму о назначении его миссионером в Японию. 26 октября, в воскресенье, иеромонах Андроник с архимандритом Сергием (Страгородским) отплыли из Одессы в Японию.

Путешествие в Японию заняло два месяца. Ехали через Грецию, Италию и Северную Америку. На отца Андроника это путешествие произвело огромное впечатление.

Везде, где приходилось останавливаться, они с отцом Сергием посещали древние христианские святыни, катакомбы и гробницы мучеников, 

молились у мощей святителя Спиридона Тримифунтского и

у мощей Николая Мирликийского,

побывали в развалинах древнего Колизея, прославленного множеством замученных в нем христиан. И везде знакомились с современным состоянием христианства, в Греции–православия, в Италии–католицизма.

Удивила и поразила отца Андроника прекрасная постановка дела преподавания у католиков, и в особенности у иезуитов, и невежество и нищета у греков. Удивило, как много католики трудятся, сколько вкладывают усилий в свои мероприятия, причем не ради Христа, а ради католической идеи. Поразило несоответствие великих христианских святынь, въяве свидетельствующих о безраздельном служении древних христиан Единому Богу, и современного католического мира, который только по названию еще оставался христианским, все свои усилия прилагая на угождение человеку.

Вся выдающаяся деятельность современных проповедников, звучащая в храмах музыка органов и даже целых оркестров, все это делалось в потворство страстям современного человека, чтобы дать ему почти те же развлечения, что и безбожный мир, но только бесплатно. В проповедях христианство звучало всего лишь как тема, взятая проповедником для того, чтобы показать свои ораторские способности. Проповедники наперебой спешили услужить своей пастве.

Поездку к берегам далекой Японии иеромонах Андроник описал в книге «Миссионерский путь в Японию». Книга была издана Казанской Духовной Академии, по благословению епископа Антония  (Храповицкого).

Стоя в катакомбах у гробов мучеников, приникая душой к этим святыням, как было и самому не вдохновиться на подвиг. Из книги священномученика Андроника « Миссионерский путь в Японию»: «Здесь, на костях мучеников, создалась и окрепла церковная жизнь; здесь, среди скорбей и страданий изгнанников, проявилась вся сила веры Христовой; здесь исповедники веры создали непреодолимую стену и победили гордый мир славной победой духа над плотию… Поучительно проходить по этим местам минувшей сильнейшей скорби для первых исповедников веры Христовой, ничего не имевших за собой, кроме этой самой веры… Чувствуется, что вот отсеки человек самоволие и угождение себе, заботу о себе помимо Бога, поверь и скажи себе раз навсегда: «Бог нам прибежище и сила» , скажи так, чтобы навсегда хранить в сердце это слово, — и начнется иная жизнь: жизнь ясная, жизнь хождения по ясным путям Божьим».

26 декабря 1897 года иеромонах Андроник и архимандрит Сергий прибыли в Японию.

Прибывших миссионеров встретил Епископ Николай.  Встретил  с большой радостью и сразу ознакомил их с делами Миссии, рассказал о трудностях и особенностях миссионерской деятельности в Японии.

Одной из трудностей миссионерской деятельности для отца Андроника, как и для всякого новичка миссионера, заключалась в сложности японского языка.

Из воспоминаний архиепископа Андроника «По первому совету Преосвященного Николая я с учителем японцем, ни звука не понимавшим по-русски, принялся читать молитвослов: молитвы мне, конечно, все известны, поэтому я постепенно мог догадываться о значении того или другого японского слова; для более верного перевода мы прибегали и к мимике, и к лексикону. Просидел я над молитвословом больше месяца, заучил тысячи полторы слов с известным мне смыслом, а между тем оказалось, совершенно не могу составить фразы и не могу понять японского разговора, кой-что понимая лишь у своего учителя, приспособившись к нему и его невольно приспособивши к своим словам. Пал я духом и не знал – как пособить делу. Грустно было сидеть при деле без дела, да скучно было и без языка сидеть среди японцев.

Помог мне в этой беде наш миссийский диакон, лет пятнадцать проживший в Японии и говоривший, как настоящий японец. Он мне посоветовал купить так называемый “Токухон”, то есть азбуки и книжки для обучения грамоте японской… Таких книг… восемь частей. Читал я их, с первой начиная, и действительно, из немого сделался говорящим…»

Через месяц после приезда, 31 января 1898 года, отец Андроник смог отслужить всенощную на японском языке.

«Первая его служба на японском языке, – писал епископ Николай, – очень тщательно приготовленная им: почти нигде никакой ошибки в произношении… По всему видно, что человек сей – великая надежда Японской Церкви».

Великим постом 1898 года епископ Николай, принял решение отправить иромонаха Андроника служить в город Осака. Приехав в город Осака, отец Андроник  нашел православную общину в плачевном положении. В храм ходило не более десяти человек, на клиросе читал и пел один псаломщик. Христиане, казалось, были рассеяны и невидимы в этом огромном языческом городе. Продолжаться так дальше не может, решил отец Андроник,  надо самому идти к пастве.

И в будние дни каждый вечер с пяти часов вечера он начинал обход домов христиан. В это время люди заканчивали свои работы и были свободны. Миссионер знакомился со всей семьей. Расспрашивал, где и при каких обстоятельствах они приняли христианство, кем и когда крещены дети. Если это были не коренные жители, то он расспрашивал, где они жили до переселения, какая причина побудила их переехать на новое место, какую жизнь проводили они на старом месте, исправно ли посещают церковь и так далее. И постепенно он уяснял себе всю картину их жизни, всего семейного и хозяйственного уклада, насколько они тверды в вере и каково их благочестие. Беседа шла за столом, хозяева подавали чай, и разговор от предметов житейских переходил к предметам религиозным. Темы непринужденной беседы сами давали повод для слова назидания, ободрения, а иногда и обличения и вразумления. Бывало, что кто-то поплачет, и отец Андроник вместе с ним и поплачет, и посетует. Разговор переходил на историю Церкви. Он рассказывал о жизни первых христиан, об их ревности и благочестии, о святых, о молитве и как нужно молиться, о христианских правилах и обычаях, которые должно соблюдать в жизни. И вместе со своими слушателями радовался и утешался духовной беседой. За два года он узнал своих прихожан, их нужды и положение каждого. И постепенно храм наполнился, и уже не один псаломщик пел на клиросе, а большой смешанный хор. Сверхнапряженная деятельность отца Андроника в конце концов привела к расстройству его здоровья. Ему пришлось вернуться в Россию.

После активной миссионерской деятельности в Японии отец Андроник вернулся к пастырской деятельности в Александровскую Духовную семинарию, а затем вскоре был переведен в любимый Ардон. 18 марта 1899 года он возведен в сан архимандрита и назначен ректором семинарии в Ардоне.

18 октября 1900 года по ходатайству епископа Уфимского Антония (Храповицкого) архимандрит Андроник был назначен ректором Уфимской Духовной семинарии, а с 11 января 1901 года, кроме того, – благочинным монастырей Уфимской епархии.

За это время, пока архимандрит Андроник был благочинным, число монастырей увеличилось с шести до пятнадцати, был устроен единоверческий Воскресенский мужской монастырь, а в городе Златоусте открыт женский единоверческий монастырь.

1905 год – Первая Русская революция в России, была направлена против Самодержавия

В те дни святой праведный Иоанн Кронштадтский скажет: «Царство русское колеблется, шатается, близко к падению. Отчего же столь велико, бывшее столь твердым , могущественным и славным прежде Царство Русское ныне так расслаблено, обессилено, уничижилось, всколебалось.

Как бы отвечая на этот вопрос владыка Андроник в 1907 году напишет : «Дело в борьбе между верой и неверием, между христианством и антихристианством. Масонство открыто гонит христианство из жизни и выльется в  одного человека беззакония, сына погибели – Антихриста. В этом разгадка и наших самых последних свобод: цель их – погибель христианства на Руси.

23 октября 1906 года архимандрит Андроник был назначен помощником  начальника Российской миссии в Японии архиепископа Николая и 5 ноября того же года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге был хиротонисан во епископа Киотского.

Вторая поездка в Японию предстояла через Сибирь с остановкой в Перми. С 24 по 30 января владыка Андроник был в Перми. В эти дни он служит в церквах и неустанно несет слово Божие.

«Со скорбью великою и даже с плачем скажу дерзновенно наказывает наш народ теперь Любящий его Господь, и верится, что сумеет Русский народ изблевать из себя чуждый ему яд, и снова явиться в привлекательной и еще более очищенной славе, как очищается серебро и золото в горниле испытаний»

Приехав в Японию, он вновь горячо взялся за дело; однако ревностные труды на поприще миссионерской деятельности, чрезвычайное напряжение при слабом здоровье привели к тому, что владыка снова тяжело заболел и был вынужден подать прошение об увольнении его от миссионерской деятельности.

На слайде — Епископ Андроник (Никольский), иерей Сергий Суздузи и диакон Утида на приходе а городе Осака, Япония 1907 год

7 июля 1907 года Синод отозвал преосвященного Андроника в Россию, назначив епископом Тихвинским, викарием Новгородской епархии. Архиерей Новгородской епархии архиепископ Гурий (Охотин) был в преклонном возрасте и болезнью прикован к креслу.

Викарию выпало нести архипасторское служение и слово проповеди.

Владыка Андроник сурово обличал тех православных, которые «по навету льстецов и по своей духовной слепоте или пристрастию к мирской суете и благополучию, а иногда по слабости духа перед гонителями… ушли из Святой Церкви в папскую веру, которая есть злейшая всех ересей — латинская ересь. Позабыли сии несчастные и достойные жалости люди заветы предков наших, издревле не принимавших латинщины и избегших общения с нею как с пагубной для души заразой,… ибо она от Христа уводит человека, научая его веровать вместо Христа в человека — папу, имеющего будто бы власть и из ада выводить,.. и верят ослабевшие в вере люди, и губят свои души».

И призывал: «Нужна такая работа, чтобы сорганизовать весь русский народ во единую семью, твердо и сознательно стоящую за свое святое, народное, историческое достояние — веру христианскую и Царя самодержавного… Помни, что все эти появившиеся партии не добро твое имеют в виду, а лишь господство над тобой… А главное — все эти партии стараются извести веру в земле твоей — ту веру, которою ты живешь уже тысячу лет, и вместе с тем стараются еще более разъединить тебя с Царем твоим, потом же и вовсе его устранить…» (1907 г.)

8 марта 1913года владыка Андроник назначается на кафедру в Омске. Приезд в Омск привел епископа в разочарованье, здесь процветало сектанство.

Он предпринимает меры по укреплению веры в епархии и подъема народного духа. Привезенные им из Новгорода святыни предполагается разнести по разным городам епархии: «Пусть и там будет Святая Русь, пусть около сих святынь собираются все – непременно крестными ходами, чтобы ими всколыхнуть все русские благочестивые сердца и в сектантство уходящие главнейше потому, что нет там ни церквей, ни священства».

Святые иконы прославленных угодников Божиих во многолюднейших крестных ходах неслись с великой торжественностью; причем крестные ходы сопровождались произнесением проповедей. Епископ Андроник призывал всех пастырей как можно чаще говорить проповедь, обращенную к народу. И народ очень быстро откликался на такое живое общение о Слове Божием. Да и как не откликнуться, если сам архипастырь не гнушался никакой отдаленной поездкой, никаким человеком из простого народа. У владыки все было просто. Он все делал сам, не имея даже келейника. В поездку владыка Андроник обычно брал с собой лишь ключаря, иподьякона, или епархиального наблюдателя. Ежедневно после службы владыка  Андроник встречался с народом.

«Огнь пылающий» — называли архиепископа Андроника за его неутомимую энергичную деятельность.

13 апреля 1914 года епископ Андроник был переведен на Пермскую кафедру

Годы служения владыки Андроника  на Пермской земле стало для Пермской епархии временем расцвета.

Строились храмы, в том числе величественный собор Белогорского монастыря. Архипастырь регулярно объезжал епархию.

Организовывались лекции, беседы, собрания для священнослужителей и мирян.

Создавались миссионерские курсы по обличению неверия и социализма.

При кафедральном соборе организовали общество хоругвеносцев.

Огромной была благотворительная работа. Владыка сам посещал раненых в лазаретах. Предписал ввести в монастырях круглосуточное чтение акафистов и молиться о даровании победы.

Устраивались многотысячные крестные ходы. Кстати, Архиепископ организовывал Крестные ходы не только в дни Церковных праздников, но и в даты ратных побед русского воинства и великих исторических событий.

Немеркнущим светом для нас сияет подвижничество на Пермской земле архиепископа Андроника.

Скачать доклад

Скачать презентацию