Духовная дружба Великой Княгини и Игумена Серафима (Кузнецова)

Доклад «Духовная дружба Великой Княгини и Игумена Серафима (Кузнецова)» Валерии Куликовой,  воспитанницы воскресной школы храма во имя святого равноапостольного великого князя Владимира города Перми и презентация воспитанника воскресной школы храма во имя святой блаженной Матроны Московской г. Краснокамска Никиты Аверина.

Доклад и презентация были представлены на VI Детско-юношеских Свято-Елисаветинских чтениях «Белый Ангел России» 28 октября  2017 года.

Скачать доклад 

Скачать презентацию к докладу

История  духовных отношений Белогорского скитоначальника игумена Серафима Кузнецова с Елисаветой Феодоровной Романовой удивительна и уникальна.

Их жизненные пути очень разные. Божьим промыслом они пересекались при жизни и удивительно соединились после мученической смерти Елисаветы Феодоровны.

Отец Серафим в возрасте 21 года поступил послушником в Белогорский Свято – Николаевский мужской миссионерский монастырь. 

После пострижения основал Серафимо-Алексеевский скит и стал его настоятелем.

Помимо этого он был известным талантливым православным писателем-публицистом, основал Белогорский журнал «Голос долга» , писал книги, был знатоком монастырских уставов.

Он был представлен впервые Великой Княгине как знаток организации уставной жизни монашеских обителей,

во время поездки в Москву на первый всероссийский съезд монашествующих в 1909 году.

Во время оформления устава Марфо – Мариинской обители у  княгини Елисаветы возникли трудности, и игумен Серафим оказал ей в этом помощь .

Их взаимоотношения развивались и крепли,  и отца Серафима с Марфо-Мариинской обителью милосердия и с ее настоятельницей связывала крепкая дружба.

В 1914 году Великая княгиня совершила паломническую поездку по святыням Урала. 

Игумен Серафим был в числе встречавших ее и сопровождал во время пребывания на Пермской земле, подробнейшим образом описав все детали этой поездки и опубликовал хронику паломничества в своем журнале «Голос долга», затем это было издано отдельными книгами. У нас сейчас есть возможность  их прочесть и чувствуется,  с каким огромным вниманием и уважением относился игумен Серафим к Елисавете Феодоровне, по видимому он уже тогда угадывал в ней великую святую.

Вот как он ее описал: «Благоверная княгиня в своей одежде, как будто прибывшая  из другого мира, вышла из коляски. Своим ласковым, приветливым взором она отвечала народу на его восторженные приветствия. Она была дорога боголюбимому народу  в своем простом сером одеянии».

За время двухдневного пребывания на Белой горе Елисавета Феодоровна посетила Серафимо–Алексеевский скит , осмотрела пещеры отшельников, духовно пообщалась с отцом Серафимом и с его матерью монахиней Анастасией, отслужила панихиду по своему покойному мужу , помолилась за Литургией в Серафимовском храме. Она подарила скиту икону Серафима Саровского с частицей камня, на котором он молился, а своему духовому наставнику игумену Серафиму она подарила свой портрет с дарственной надписью.

Во время визита в Пермскую епархию  игумен Серафим постоянно находился в непосредственной близости к Великой Княгине :произносил речь во время встречи на Камской пристани, сослуживал епископу Палладию в присутствии Елизаветы Феодорвны, сопровождал во время отдельных поездок , неоднократно вел с ней доверительные беседы.

В какой-то из бесед она рассказала о необыкновенных  чувствах, которые обхватили ее в Гефсиманском саду на открытии храма св.Марии Магдалины, который ее покойный супруг  со своим царственным братом построили в честь своей матери.

Она вдруг сказала, что хотела бы быть похороненной в этом месте. По-видимому , на игумена Серафима этот рассказ произвел большое впечатление.

Во время IПервой Мировой войны о.Серафим был на фронте, изредка наезжал в Пермь и Москву.

Будучи в Москве, он останавливался в Марфо-Мариинской обители, неоднократно и подолгу беседовал с Великой княгиней. Отец Серафим  высоко оценивал деятельность обители милосердия в годы войны.

Последний раз  они встретились в 1917 году после большевистского переворота. Он уговаривал ее скрыться от преследований в Алапаевских скитах, но она отказалась, попросив: «Если меня убьют, то прошу вас похоронить меня по-христиански».

Большевики жестоко расправились с насельниками Белогорской обители, но игумену Серафиму удалось избежать расправы, возможно, он укрылся в тех скитах, которые предлагал для укрытия Княгине.

Великая Княгиня  вместе с членами семьи Романовых и инокиней Варварой была сброшена в Алапаевскую шахту в ночь на 18 июля 1918 году.

В октябре 1918г. о. Серафим с монахами покинул тайное убежище и оказался в Екатеринбурге, где после прихода колчаковских войск начала работу комиссия по расследованию убийств членов царской семьи в Перми, Екатеринбурге и Алапаевске. При его участии, над телами Алапаевских мучеников, совершено было отпевание и отслужена заупокойная литургия,  совершались панихиды.

Когда к Екатеринбургу снова подошли красные, то игумен Серафим получил разрешение на вывоз гробов. Совместно с двумя послушниками и членом комиссии он вывез их в Сибирь. Это труднейшее путешествие длилось три недели.

О. Серафим много позже рассказывал игумении Гефсиманской обители, что во время всего пути Елизавета Феодоровна не раз являлась и направляла его. Они добрались до Читы, остановились в женском монастыре и о. Серафим вырыл временную могилу под полом в предоставленной ему келье, куда поместил все гробы.

Перед этим, нетленное тело Елизаветы Феодоровны, монахини обмыли и облачили в монашеское одеяние.

Капитан Булыгин, проживавший в келье с о.Серафимом вспоминает: «Однажды ночью я проснулся и увидел, что монах сидит на краю своей постели. Он тихо говорил: «Да, да Ваше Высочество, совершенно так.» Он определенно разговаривал во сне с Великой Княгиней Елизаветой».

Из-за наступления красных решено было вывести тела мучеников в Китай. С большими трудностями тела доставили в Харбин, гробы открыли и поставили в русской церкви. Великая Княгиня лежала как живая.

Подвиг о.Серафима стал известен ближайшим родственникам Елизаветы Феодоровны. Ее сестра, принцесса Виктория в своем письме пишет о нем как о преданном и хорошем человеке. Все это время он в нечеловеческих условиях продолжает писательскую деятельность, описывая спасение мощей и казнь страстотерпцев. В Пекине выходят три его книги, благодаря которым мы знаем подробности этого  путешествия с мощами из России в Иерусалим.

Благодаря хлопотам принцессы Виктории гробы с мощами Елизаветы и Варвары были перенаправлены через Шанхай в Иерусалим, где 28 января 1921 года (путешествие длилось около полутора лет), их торжественно встретили русское и греческое духовенство, местные жители, многочисленная русская диаспора.

Местом упокоения была избрана русская церковь св.Марии Магдалины в Гефсимании (с тех пор русские называют ее «Царской»).

При жизни она приезжала на его освещение, захотела быть здесь захороненной и Господь исполнил желание своей верной дочери и сотворил это чудо – без Божьей помощи невозможно представить это удивительное шествие мощей по стране, охваченной гражданской войной, и по чужим странам.

Игумен Серафим оказался достойным миссии, возложенной на него Господом. Он весь остаток жизни провел на Святой Земле; около могилы Елизаветы Феодоровны в Гефсимании он проживал до 1945 года, затем вынужден был перебраться в Галилею в мужской монастырь, где ежедневно служил в маленькой церкви и отошел ко Господу в 1959 году.

На могильной плите надпись:

«Русский священноигумен Серафим

Начальник,Свято-Серафимовского скита Пермской Епархии

Он привез гроб с телом мученицы Великой Княгини в Иерусалим

в 1920 году»

Эта надпись — свидетельство заслуг о.Серафима и напоминание об искренней духовной дружбе двух подвижников веры, над которою не властна смерть.

Используемая литература:

  1. Игумен Серафим (Кузнецов) «Августейшая паломница Ее Императорское Высочество Великая Княгиня Елисавета Феодоровна в Пермской губернии».
  2. Великая княгиня Елисавета Феодоровна и начальник Серафимо-Алексеевского скита Белогорского монастыря Пермской епархии игумен Серафим (Кузнецов). История Взаимоотношений/ сост. Протоиерей Алексий Марченко, доктор исторических наук, г.Пермь.
  3. О.Федорущенко «Белогорская обитель»

Скачать доклад 

Скачать презентацию к докладу