Беседа «Сила Духа»

Скачать презентацию к викторине…

Скачать текст…

Немногим более 125 лет насчитывает история Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря. История Белогорья – это яркое  отражение векового пути, пройденного нашей страной. Жизнь обители включает в себя три временных отрезка.

Первый (25 лет) – период создания и рассвета православно-миссионерской святыни.

Второй – советские годы, время гонений на веру, время испытаний, предательства и одновременно проявления силы духа и стойкости.

Третий – начался с  1990 года – времени  возрождения обители,  и по сегодняшний день.

Фильм о Белогорском Свято-Николаевском мужском монастые

 

Многие из вас хорошо знают историю Белогорского Свято-Николаевского монастыря.               

В ходе беседы мы вспомним историю Белогорской обители и по ходу проведем небольшую викторину.

Датой основания монастыря считается 9 июня  1890 года. В этот день пермский епархиальный  миссионер посетил Белую гору и воздвиг здесь первый деревянный крест.

Внимание 1 вопрос!!!

Как звали миссионера, который первый посетил Белую гору и вдохновленный  ее красотой воскликнул: «Вот настоящее место для святой обители. Здесь должен быть православный монастырь»?

Варианты ответов

  1. Архимандрит Варлаам (Коноплев);
  2. Протоиерей Стефан Луканин;
  3. Игумен Серафим (Кузнецов)

Время на обсуждение  30 секунд

Правильный ответ 3

Отец Стефан стал  основателем Белогорского монастыря. 

Урал, издревле являлся прибежищем старообрядцев. Старообрядческое население Кунгурского, Осинского, Оханского, Красноуфимского уездов преобладало над православным населением, и Белогорье считалось одним из мощных центром староверов.

В то время отец Стефан занимался миссионерской деятельностью, и одной из главных своих задач считал создание православного миссионерского монастыря в Пермской губернии  для привлечения старообрядцев в лоно Православной Церкви не где-нибудь, а в центре раскола. Лучшим местом миссионер  посчитал Белую гору.

Установленный отцом Стефаном деревянный крест простоял около года. Через год на месте первого деревянного креста на Белой горе был установлен новый крест.

Внимание вопрос №2 !!!

В память какого события был установлен этот крест, названный в народе «Царским»?

Варианты ответов

  1. В память Императора Александра III
  2. В память чудесного избавления Наследника Цесаревича Николая от опасности в городе Отсу в Японии
  3. В память восшествия на престол Императора Николая II

Время на обсуждение  30 секунд

 

Правильный ответ – 2

 

К кресту крестным ходом приносили святые иконы из близлежащих мест, служились молебны.

Весной 1882 года в России стояла сильная засуха, итогом которой мог быть  неурожай. Засуха была и в окрестностях Белой горы.

31 мая во время молебна у Царского креста перед образом Николая Чудотворца о ниспослании дождя, пошел обильный дождь и засуха прекратилась.

Жил недалеко от Белой горы крестьянин Василий Ефремович Коноплев. Он был раскольник, который желал познать истинную веру, поэтому он принадлежал сначала к беспоповской, а затем к австрийской сектам. Не раз беседовал он   с отцом Стефаном о истинной вере. Результатом поисков и рассуждений, наблюдений и чтением книг  стали сомнения в своей вере и перевес в сторону православия. Предвидя, в 1982 год, бедствия народа от засухи, Василий молил Всевышнего послать дождь во время торжества духовенства на Белой горе в неделю Всех Святых: «Пошли, Господи, в видах засухи, дождь на землю, да разумею, яко чрез сих пастырей действует благодать Святаго Духа».

В назначенный час обильный дождь пошел и засуха прекратилась. Коноплев более не сомневался: он познал истинную веру и обратился в православие.

Через год Василий Коноплев принес публичное раскаяние в своих религиозных заблуждениях перед преосвященнейшим Петром, епископом Пермским и Соликамским и вскоре был пострижен в монахи.

 Внимание вопрос №3 !!!

Какое имя получил Василий Коноплев в монашинском постриге?

Варианты ответов

  1. Варлаам;
  2. Николай;
  3. Антоний

 

Время на обсуждение  30 секунд

 

Правильный ответ –1.

Василий Коноплев в монашеском постриге был наречен Варлаамом.

 

 

Через свою кротость, смирение, неустанную молитву его рукополагают  сначала  в иеродиакона, затем в иеромонаха. Когда  в епархии встал вопрос о том, кого назначить настоятелем во вновь создающийся Белогорский монастырь, выбор отца Стефана пал на иеромонаха Варлаама. И отец Стефан не ошибся в своем избраннике.

В 1893 году трудами отцов Стефана и Варлаама на Белой горе построена часовня, а через пол года часовня была увеличена и обращена в церковь.

Внимание вопрос №4 !!!

Во имя кого был освящен первый храм в монастыре?

Варианты ответов

  1. Во имя святителя Стефана, епископа Великопермского
  2. Во имя святителя Николая Чудотворца
  3. Во имя пророка Илии

Время на обсуждение  30 секунд

Правильный ответ – 2 .

 

 

Первоначально братия монастыря состояла из 12 монахов. Со временем монастырь разрастался, строились жилища для братии и посещающих монастырь богомольцев. В 1894 году для обучения мальчиков-сирот при обители была открыта школа, где детям преподавались не только светские науки, но и закладывались основы христианской нравственности в свете православного вероучения.

Следую миссионерским задачам монастыря, монахи вели особые беседы с раскольниками с чтением книг о правоте веры. Многие после этого, осознав свое заблуждение, принимали в обители православие через Таинство Покаяния и Миропомазание. В народе Белогорскую обитель стали называть Уральский Афон.

Внимание вопрос № 5 !!!

Почему Белогорский Свято-Николаевский миссионерский мужской монастырь в народе получил название Уральский Афон?

Варианты ответов

  1. Монастырь напоминает своим видом Святую гору Афон;
  2. В Белогорский монастырь, так же как и на Святую гору Афон не допускаются женщины;
  3. В монастыре введен устав Святой горы Афон

Время на обсуждение  30 секунд

Правильный ответ – 3

В Белогорском монастыре был введен устав Святой горы Афон.

Богослужение в монастыре велось в строгих правилах. Всенощные бдения на праздничные дни продолжались с шести часов вечера и до двенадцати ночи. После вечерни вычитывались положенные по уставу каноны с акафистом Иисусу Сладчайшему, Божией Матери или святителю Николаю. После вечерней трапезы братия в храме совершала монашеское правило, во время которого клали 100 земных поклона с Иисусовой молитвой, после 100 поясных поклонов с молитвой : «Владычица моя, Богородице, спаси мя грешного» и пять раз произносилась молитва: «Богородица, Дево радуйся» и опять клались земные поклоны. После этого вычитывалось малое повечерие, поминовение о живых и усопших и молитва на сон грядущим. В конце правила настоятель, отец Варлаам с амвона, кладя земной поклон просил у братии прощения. Братия, в свою очередь, просила у настоятеля прощения и благословения. В конце настоятель делал напутствие братии и паломникам. На следующий  день вставали в 3 часа утра. Ежедневно служились полуношница, утреня и часы

29 июня 1895 года епископом Пермским Петром при многотысячном стечении народа состоялось торжественное освящение второго храма Белогорской обители, в честь Иверской иконы Божией Матери.

Внимание вопрос № 6 !!!

Перед вами  план Белогорского монастыря. Назовите цифру, расположенную на плане там, где  находился храм  в честь Иверской иконы Божией Матери.

Варианты ответов

  1. 3
  2. 8
  3. 1

Время на обсуждение  30 секунд

Правильный ответ – 1.

Храм в честь Иверской иконы Божией Матери находился на месте цифры 3.

Деревянный двуглавый храм Иверской иконы Божией Матери имел вид корабля и был необычайно красив.

Вокруг Иверского храма, была построена терраса, специально для старообрядцев, так как в церковь им запрещали ходить их старосты. Вот старообрядцы сначала приходили и смотрели на службы стоя рядом с храмом, потом на террасу поднимались, в окна заглядывали. Слушали что читают, что поят. Смотрят на православные иконы, а у них такие же. Слушают чтении и пение, — а у них то же Евангелие, Апостол, Псалтырь. И невольно закрадывалась у них мысль о том, что в Православной Церкви святости-то  больше, чем в их беспоповских часовнях.

За первое десятилетие существования Белогорской обители число насельников увеличилось с 12 до….

Внимание вопрос № 7 !!!

Сколько насельников подвизалось в Белогорском монастыре?

Варианты ответов

  1. Более 50
  2. Более 220
  3. Более 400

Время на обсуждение  30 секунд

Правильный ответ – 3 

 

 

На 1-е января 1910 года в монастыре состояло:  1 игумен, 21 иеромонах, 7 иеродьяконов, 4 схимонаха,26 мантейных монахов, 24 указных послушника, 318 бельцов, 13 мальчиков-учащихся. Итого 414 человек. Паломников же посещало монастырь до 70 тысяч человек со всей России.

У монастыря было 400 десятин  земли, на которой монастырская братия постепенно создавали свое собственное хозяйство. Монахи не только  обеспечивали пропитанием себя, но и кормили всех паломников. В собственных трех пекарнях выпекался хлеб трех сортов.

В хлебопашестве монастырь обходился собственными силами, без найма работников со стороны. В хозяйстве было много коров и до 100 лошадей. В девяти прудах разводили рыбу. На собственной мельнице мололи зерно, на кирпичном заводе изготавливали для себя и на продажу добротный кирпич. Была своя лесопилка, мебельный сарай, где кроме мебели изготавливались доски и рамы для икон.

При монастыре были организованы различные мастерские: слесарная, столярная, кожевенная, сапожная, портняжная.

Славились своим мастерством и монастырские иконописцы. Они могли расписывать иконы в греческом, византийском, фряжском стилях и даже под «строгановское письмо». В мастерских монастыря делалась различная церковная утварь, ризы на иконы, переплеты для книг — из кожи, из сафьяна, из бархата.

Была даже своя фотомастерская. Все  дореволюционные фотографии монастыря, которые вы сейчас видите,   монастыря  сделаны монахами.

Свидетельством духовного взлета обители стало учреждение «старчества» по примеру знаменитой своими старцами Оптиной пустыни. Старец – опытный в духовной жизни монах, ведущий особую, как правило, уединенную жизнь. Для уединения старцев в 5-ти километрах от Белой горы был основан Белогорский Серафимо-Алексеевский скит. В нем проживало 35 монахов.

Внимание вопрос № 8 !!!

Назовите строителя и  начальника Серафимо-Алексеевского Белогорского  скита

Варианты ответов

  1. Иеромонах Антоний (Арапов)
  2. Иеромонах Ювеналий (Килин)
  3. Игумен Серафим (Кузнецов)

Правильный ответ – 3

Игумен Серафим Кузнецов- строитель и начальник Серафимо-Алексеевского Белогорского  скита, известный талантливый православный публицист, издатель белогорского  журнала «Голос долга», духовный наставник великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой.

Великая княгиня Елизавета Федоровна была  единственной представительницей царской семьи, посетившей Белогорскую обитель.

 Внимание вопрос № 9 !!!

В каком году великая княгиня Елизавета Федоровна Романова побывала в Белогорском Свято-Николаевском монастыре?

Варианты ответов

  1. В 1905 году
  2. В 1914 году
  3. В 1916 году

Время на обсуждение  30 секунд

 

Правильный ответ – 2

В 1914 году.

В Пермской губернии Елизавета Федоровна пробыла десять дней, с 11-го по 12-е июля 1914 года, из них на Белой горе два дня. Великая княгиня присутствовала на Богослужениях, душевно пообщалась с архимандритом Варлаамом и отцом Серафимом, ознакомилась  с работой многочисленных мастерских и историей Белогорской обители, посетила  Серафимо-Алексеевский скит.

Вершиной духовного и хозяйственного расцвета обители стало строительство величественного соборного храма в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. Храм был построен и освящен в 1917 году, став крупнейшим собором на Урале.

Внимание вопрос № 10 !!!

Назовите дату освящения Крестовоздвиженского собора.

Варианты ответов

  1. 11,12 апреля 1914 года
  2. 7,8, июня 1917 года
  3. 24, 25 августа 1918 года

Время на обсуждение  30 секунд

Правильный ответ – 2.

7-8 июня 1917 года на Белой горе при огромном стечении верующих было совершено торжественное освящение храма в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня.

7 июня состоялось всенощная служба. Для удобства молящихся служба проходила в разных местах: в верхнем и нижнем храмах нового собора, в верхнем храме Иверского храма, па так же на площади перед монастырем, у «Царского креста».

8 июня состоялся чин освящения собора. Чин совершили  преосвященный Андроник, архиепископ Пермский и преосвященный Феофан, епископ Соликамский.

По окончании освящения Крестовоздвиженского соборного храма владыка Андроник стал на колени лицом к народу и зачитал благодарственную молитву ко Всемилостивому Создателю от лица всех молящихся за все свершившееся на Белой горе.

Освящение Крестовоздвиженского собора было последним крупным торжеством на Белой горе. Вынужденное отречение Императора от престола, после февральской революции, братия восприняла трагично, так как Белогорская обитель была посвящена  последнему русскому Самодержцу. Дальнейшему процветанию Белогорского монастыря помешала революция, приведшая к власти большевиков во главе с Лениным. В середине 1918 года началось планомерное, беспощадное разрушение и осквернение Белогорского монастыря.

4 февраля 1918 года состоялся небывалый по многолюдству и воодушевленности крестный ход из Перми на Белую гору по поводу гонений на Церковь. В крестном ходе приняло участие более 20 тысяч человек.

Внимание вопрос № 11 !!!

Кто возглавлял этот крестный ход?

Варианты ответов

  1. Архимандрит Варлаам
  2. Архиепископ Андроник
  3. Епископ Феофан

Время на обсуждение  30 секунд

Правильный ответ – 3.

Крестный ход из Перми на белую гору возглавлял владыка Феофан, епископ Соликамский.

Во время крестного хода верующие пели пасхальные песнопения, произносили речи : «Не устрашимся, и будем крепко стоять на страже Церкви в это страшное время лихолетья». Безбожные власти, применив оружие, разогнали верующих.

8 февраля 1918 года  вооруженные большевики ворвались на Белогорское подворье в городе Перми. Они вели себя бесцеремонно: обыскивали келии монахов, все переворачивали и забирали себе понравившиеся вещи и продовольствие. Братия ударили в набат, услышав его, пермяки встали на защиту  обители. В тот день бандиты расстреляли  15 человек, в основном женщин, за то, что те защищали святыню от поругания и разграбления. После этого грабители арестовали двух насельников обители  иеромонаха Ефимия (Короткова) и его брата послушника Алексия. На следующий день 9 февраля  обоих братьев большевики привели на берег Камы, где после долгих истязаний убили.

В Перми начался «Красный террор», который был направлен на определенные слои общества, в том числе на духовенство и монашество. Совет народных комиссаров диктовал :» Контрреволюционных агитаторов расстреливать на месте преступления!», тем самым смерть и казни разрешались без суда и следствия.

В ночь с 16 на 17 июня 1918 года в Перми был арестован Архиепископ Андроник. Известие об аресте владики Андроника всколыхнуло все население Пермской губернии. Священнослужители прекратили служить. Стихийно собравшиеся на улицах православные христиане требовали освобождения Архиепископа и проклинали большевиков. Опасаясь народного гнева, в ночь с 19 на 20 июня чекисты тайно расстреляли архиепископа Андроника.

Со всех уездов Пермской губернии в монастырь стали приходить  известия об арестах и казнях священников. Получая трагические известия, отец Варлаам  вместе со своей паствой оплакивал страдания архиепископа Андроника и других пастырей Церкви.  Сердечно молился за арестованных и погибших.

30 июля 1918 трагические события докатились и до Белой горы. Пригласив якобы на собрание в село Юго-Осокино, большевики арестовали архимандрита Варлаама. Последние слова обреченного на смерть, связанного белогорского настоятеля прозвучали с телеги  и были обращены к тем, кто с плачем бежали за ним: «Не бойтесь убивающих тело, душу же не могущих погубить».

Он был отправлен в город Осу, зверски замученный большевиками и  брошен в Каму. В день мученической кончины архимандрита Варлаама Православная Церковь чтит его память.

После расправы над настоятелем большевики занялись ликвидацией обители. Репрессии братии сопровождались грабежом монастыря. Многие монахи Белогорского Свято-Николаевского монастыря после зверских пыток были убиты. Могилы мучеников были скрыты властями, и место их нахождения неизвестно.

 

Многих монахов угнали на принудительные работы. Некоторые были мобилизованы в Красную армию, за отказ служить их расстреливали или топили в Каме. Кто смог скрылись, но в последствии и они были репрессированы и сосланы в лагеря.

Разграбленный, оскверненный монастырь опустел.

Внимание вопрос № 12 !!!

Назовите дату памяти  преподобномученика Варлаама и белогорских преподобномучеников.

Варианты ответов

  1. 9 мая
  2. 20 июня
  3. 25 августа

Время на обсуждение  30 секунд

Правильный ответ– 3.

25 августа–день памяти преподобномученика Варлаама и белогорских преподобномучеников.

Скачать презентацию к викторине…

Скачать текст…