Дорогами Cвятой Руси. В поисках потомков игумена Варлаама (Передернина)

По благословению Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского воспитанники воскресных школ Пермской епархии, продолжая очно-заочную игру-путешествие по духовному краеведению «Пермь Великая Православная», совершили краеведческую экспедицию «В поисках потомков игумена   Варлаама (Передернина)».

5 дней с 4 по 8 ноября 2017 года продолжалась эта экспедиция, в которой приняли участия дети из воскресных школ, их родители и педагоги. Маршрут поездки:  Пермь – Владимир – Переславль- Залесский – Свято-Троицкая Сергиева Лавра – Хотьково – Пермь.

Выбор маршрута  не случайный: в течение нового учебного года ребята знакомятся с православной историей Пермского края  и  первый маршрут игры «Пермь Великая Православная» – «Несвятые святые Прикамья» посвящен священникам, которые в безбожный ХХ век служили в храмах Пермской епархии и через всю жизнь безбоязненно пронесли пламенную веру в Бога.  Одним из таких священников  был игумен Варлаам (Передернин), настоятель возрождавшегося Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря.

Историческая справка: 

Игумен Варлаам, в миру Александр Ильич (Передернин) 27 лет проработал  на Лысьвенском металлургическом заводе. У  Александра Ильича была  большая семья: жена и десять детей.

После увольнения с завода он устраивается сторожем Всехсвятского храма в Верхне-Чусовских Городках, настоятелем которого в то время был протоиерей Николай Рогозин. Следующее место службы – чтец при кафедральном Свято-Троицком соборе города  Перми.

 4 августа 1974 года Александр Ильич рукоположен в сан диакона, на следующий день в сан иерея. Далее служба в храмах Пермской епархии: в  Свято-Никольской  церкви села Телес  Уинского района, в  церкви Иоанна Богослова города Лысьва, в Всехсвятской церкви города Кунгура, в храме  села  Засполово Кунгурского района.

Став вдовцом, отец Александр решает принять монашество. 1 апреля 1991 года протоиерей Александр Передернин был пострижен в монашество в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, с наречением ему имени Варлаам. По благословению Священного Синода 15 апреля 1991 года игумен Варлаам был назначен настоятелем Белогорской обители.

До конца своих дней отец Варлаам трудился на Белой горе, взяв на себя тяжкий крест – восстановление Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря. 

Предыстория экспедиции или «С чего все началось?»

22 августа 2017 года в рамках выставки «Православная Русь» отделом церковно-приходских школ был организован   вечер памяти «Несвятые святые Прикамья». На мероприятии вспоминали священников Григория Ахидова, Бориса Бартова, схимонаха Кукшу (Букирева), игумена Варлаама (Передернина).  Изучая жизнь игумена Варлаама, организаторы вечера узнали, что двое его сыновей стали священниками: старший сын протоиерей Владимир  служит в городе Владимире, младший сын протоиерей Александр является секретарем Переславской епархии. Так же стало известно, что игумен Варлаам захоронен в Сергиевом Посаде, недалеко от Троице-Сергиевой Лавры.

Именно поэтому в рамках игры  «Пермь Великая Православная» на 2017-2018 учебный год  был разработан маршрут «Несвятые святые Прикамья. Возрождение Уральского Афона», цель которого:

  1. Познакомиться с историей восстановления Белогорского Свято-Николаевского миссионерского мужского монастыря.
  2. Собрать воспоминания людей, знавших игумена Варлаама (Передернина) и его потомков.
  3. Принять участие в творческом конкурсе: «Игумен Варлаам (Передернин): миссия спасения и возрождения Уральского Афона».
  4. Совершить краеведческую экспедицию и встретиться с протоиереем Владимиром Передерниным и протоиереем Александром Передерниным, сыновьями игумена Варлаама (Передернина). Посетить место упокоения игумена Варлаама (Передернина) в Сергивом Посаде. По итогам поездки составить родословную игумена Варлаама.
  5. Познакомиться с православными святынями Древнерусских городов, узнать их историю, поклониться их святыням, прикоснуться душой и сердцем к Святой Руси.

1 день экспедиции – 4 ноября. День Народного Единства и день празднования Казанской иконы Божией Матери

 Перед отправлением в дальнюю дорогу протоиерей Олег Ширинкин, руководитель отдела церковно-приходских школ Пермской епархии отслужил молебен в Свято-Троицком кафедральном соборе города Перми. 

После молебна участники экспедиции с молитвой и иконами Божией Матери Казанская и преподобного Сергия Радонежского выехали из Перми.

2 день экспедиции – 5 ноября. Сквозь века — экскурсия по Владимирской Руси

Первая остановка паломников – Владимир. Тихий, немноголюдный городок, ничем не отличающийся от множества других провинциальных городов России. И только  древние  храмы и монастыри   напоминают, что история города насчитывает более тысячи лет. Проезжая по городу на автобусе мы, пермские паломники, были поражены его величием и красотой.

Историческая справка:

Владимир один из самых древних городов России, был основан на берегу реки Клязьмы  в 990 году святым равноапостольным великим  князем Владимиром Святославичем, Крестителем Руси. Владимир – первое великое княжество и первая столица Древнерусского государства. История города тесно связана с именами великих русских князей – Крестителя Руси Владимира, Владимира Мономаха, Андрея Боголюбского, Всеволода III Большое гнездо, Георгия  и Глеба  Владимирских, Александра  Невского. Здесь в XII веке поднималась Российская государственность, собирались русские земли. Здесь были написаны и явили чудеса знаменитые иконы Божией Матери, подвизались прославленные русские святые, возводились многочисленные церкви и монастыри.

Город обладает уникальными историко-архитектурными памятниками 12 века: Успенский собор, Дмитриевский собор и Золотые ворота включены в список мирового наследия ЮНЕСКО. Владимир входит в хорошо известный всему миру  туристический маршрут страны «Золотое кольцо России».

Город Владимир встретил нас Золотыми воротами – символом  мощи Владимирской Руси.

Въезжая в старый город, мы проезжаем рядом с  ними, любуясь их величием  и красотой.

Историческая справка:

В центре города Владимира стоят возведенные при великом князе Андрее Боголюбском белокаменные Золотые ворота. Это единственное, сохранившееся в России сооружение, памятник архитектуры домонгольского периода (1164 год), в котором соединены функции оборонительной постройки и парадного въезда в город. В период войн и нашествия ворота служили надежной боевой башней, в период праздников и царственных визитов – триумфальной аркой. В старину к обеим сторонам ворот примыкали земляные валы, по верху которых были сооружены деревянные крепостные стены, а над сводами арки располагалась боевая площадка с надвратной Ризоположенской церковью. В настоящее время здесь расположена военно-историческая экспозиция.

Наша экскурсия по Владимиру  началась с исторически сложившегося центра города – Соборной площади, расположенной между двумя старинными соборами: Успенским кафедральным и Дмитриевским.

На площади  много памятников:

Монумент в честь 850-летия города. Представляет из себя трёхгранную призму, по сторонам которой расположены фигуры.

Воин – обращён в сторону Золотых Ворот.

Зодчий – в сторону Успенского собора.

Рабочий, который смотрит в сторону рабочих районов города.

Памятник великому иконописцу святому преподобному Андрею Рублеву

Памятник святому равноапостольному великому князю Владимиру, крестителю Руси и святителю Феодору

Отсюда открывается панорамный вид на  город и  реку Клязьму.

Во время экскурсии мы познакомились с историй древней столицы Владимиро-Суздальского княжества и  с историей кафедрального  собора.

Дети узнали, что в настоящее время Успенский собор находится в совместном ведении Русской Православной Церкви и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В храме проводятся регулярные службы, но он работает и как государственный музей.

Историческая справка:

Успенский кафедральный собор

Успенский собор – памятник белокаменного зодчества домонгольской Руси, кафедральный собор Владимирской митрополии Русской Православной Церкви и государственный музей. Собор построен в эпоху княжения святого  благоверного князя Андрея Боголюбского, украшен его братом великим князем Всеволодом III  Большое Гнездо для главной святыни Русской земли – Владимирской иконы Божией Матери. Собор на протяжении  нескольких веков был главным храмом Руси. В нем венчались на великокняжеский престол великие владимирские и московские князья. Одна из святынь Успенского собора – покоящиеся здесь мощи князя Андрея Боголюбского, коварно убитого в 1174 году и причисленного к лику святых в 1702 году. Именно при нем в полную силу расцвело Владимиро-Суздальское княжество, и столица всех русских земель была перенесена из Киева во Владимир. Сюда же в XIII веке из Киева митрополитом Максимом была перенесена Митрополичья кафедра Православной Руси. Успенский собор послужил образцом  более поздних храмов, в частности для Успенского собора Московского Кремля. В 1238 году войска Батыя подожгли собор, огонь повредил стены, но, храм выстоял. Заслуга возрождения былого величия Успенского собора принадлежит сыну Дмитрия Донского Василию.

Святыни собора:

Мощи святых благоверных князей Андрея   Боголюбского, Всеволода III Большое Гнездо,  Георгия и Глеба Владимирских;

Частица мощей святого благоверного князя Александра Невского;

Мощи святой благоверной княгини Агафьи Всеволодовны с семейством, священномученика Митрофана, святого благоверного князя Михаила Георгиевича;

Мощи святителей СимонаСерапионаМаксима;

Списки икон Божией Матери: Владимировская, Боголюбская, Максимовская.

Успенский собор поражает  своим великолепием – выстроен он  из белого камня, купола  отливают золотом, фасады пышно и изысканно украшены резьбой.

Столько великого и трагичного связано с этим храмом, столько пожаров, войн, людских слез помнят эти стены!

Зайдя в храм, паломники с благоговением приложились к чудотворному списку Владимирской иконы Божией Матери; мощам святых благоверных князей: Андрея Боголюбского, Глеба и Георгия  Владимирских; частицам мощей святого равноапостольного князя Владимира и святого благоверного князя Александра Невского, а также к плитам усыпальниц святой благоверной княгини Агафьи Всеволодовны и Владимирских святителей:  Симона, Серапиона и Максима.

Чудотворный список Владимировской иконы Божией Матери

Рака с  мощами  святого благоверного князя-мученика Андрея Боголюбского в Андреевском приделе  собора

Рака с  мощами  святого благоверного князя Георгия Владимирского

Рака с  мощами  святого благоверного князя Георгия Владимирского

Рака с  частицей мощей  святого благоверного князя Александра Невского

В соборе сохранились росписи «Страшный Суд», принадлежащие кисти самого Андрея Рублева.

Успенский собор внутри

Росписи  преподобного Андрея Рублева «Страшный Суд»

Историческая справка:

Андрей Рублев – монах, величайший иконописец Древней Руси, прославлен Русской Православной Церковью в лике преподобных.

Родился  великий иконописец в Москве,   после он жил в Троицком монастыре, там и стал монахом. В 1405 году вместе с Феофаном Греком и Прохором Городцом украшал иконами и фресками Благовещенский собор Московского кремля. В 1408 году по велению великого князя Московского Василия Дмитриевича преподобный Андрей вместе с Даниилом Черным расписывают Успенский собор  Владимира. Одной из самых выдающихся  и сохранившейся росписей собора кисти Андрея Рублева  является Страшный Суд. После Владимира подвизается в Андрониковом монастыре Москвы. Здесь около 1428 года преподобный Андрей пишет икону «Спаса». Самая известная его икона «Троицы» долгое время находилась над гробницей преподобного Сергия Радонежского.

После Успенского собора мы  смогли полюбоваться Дмитровским собором – песней в камне.

Историческая справка:

Дмитровский собор был построен в 1190 году великим князем Всеволодом Большое Гнездо, который посвятил храм своему небесному покровителю, великомученику Димитрию Солунскому, в честь которого его нарекли при крещении. Князь перенес сюда из Солунской базилики от гроба святого Димитрия «доску гробную» – большую икону с изображением великомученика в полный рост – и мощевик с частицей одежды, пропитанной его кровью. В настоящее время собор не действует, здесь открыта  выставка Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Собор украшен искуснейшей белокаменной резьбой. Героями сюжетов, украшающих стены храма, являются полководец Александр Македонский, библейский герой Самсон, святой царь Давид, а также сам великий князь Всеволод Большое Гнездо в окружении своих многочисленных сыновей.

Памятник святому благоверному князю Александру Невскому

Немного прогулявшись, пермяки посетили еще одну православную   достопримечательность Владимира – Богородице-Рождественский мужской монастырь, основанный в XII веке великим князем Всеволодом Большое Гнездо.

 

Историческая справка:

Богородице-Рождественский мужской монастырь на протяжении нескольких столетий являлся главным православным монастырем на Руси. С появлением Владимирской епархии монастырь стал резиденцией Владимирских святителей, а после перенесения первосвятительской кафедры из Киева во Владимир стал резиденцией предстоятелей Русской Православной Церкви.

В его стенах был похоронен святой благоверный князь Александр Невский, одержавший победу в знаменитом Ледовом побоище. Мощи святого  князя почивали здесь, пока император Петр I не перенес их в новую столицу Санкт-Петербург, где ныне они покоятся в Александро-Невской Лавре. В монастыре по сей день хранится икона Божией Матери «Знамение», защищавшая Александра Невского в бою на реке Неве.

С возвышением Троице-Сергиевой лавры и Александро-Невской лавры Богородице-Рождественский монастырь утратил свой высокий статус и стал третьим по значению, но не по содержанию. Здесь подвизался  монах Лаврентий, автор одной из древнейших рукописей на Руси – Лаврентьевской летописи.  В  стенах святой обители  трудился известный духовный писатель святитель Феофан Затворник, будучи Владимирским епископом, до ухода в затвор. Одним из последних наместников монастыря был священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский. Мощи этого святого покоятся здесь, в стенах древнего монастыря.

В ХХ веке, в страшное время гонений на веру в стенах монастыря расположилось НКВД. Храмы обители были осквернены и разрушены, здание бывшего епархиального управления стало местом допросов и пыток, святую землю, где покоились многочисленные насельники монастыря, которые молились здесь более шести веков о мире во всем мире, о всех и за вся, окропила кровь мучеников, расстрелянных новым режимом. В 90 годы монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. На территории обители находится Епархиальное управление и Владимирская Свято-Феофановская духовная семинария.

Во время посещения монастыря мы приложились к святым мощам святителя Афанасия, епископа Ковровского, к частицам мощей: святого благоверного князя Александра Невского, подвижников Киевско-Печерского монастыря, Зосимовой пустыни и многих других угодников Божиих.

Теплые воспоминания   остались в душе паломников после посещения Свято-Успенского Княгинина женского монастыря.

Историческая справка:

Свято-Успенский Княгинин женский монастырь основан  в 1200 году супругой великого князя Всеволода III Большое гнездо, княгиней Марией. Княгиня, после рождения 12-го ребенка, решила окончить свои земные дни в иноческом чине, для чего и был устроен этот монастырь. В иночестве за ней оставили имя Мария, но чуть позже, когда ее здоровье пошатнулась, она приняла постриг в схиму с именем Марфа. Эта обитель со временем стала усыпальницей владимирских княгинь, поэтому и получила название «Княгинин монастырь». В нем покоятся обе жены святого князя Александра Невского и его дочь. Главной святыней монастыря до революции были мощи мученика Авраамия Болгарского, которые сюда перенес святой великий Владимирский князь Георгий Всеволодович. В советские годы монастырь был закрыт, в главном храме  расположился музей атеизма. В 90-е годы обитель была возвращена Русской Православной Церкви, и в ней началась монашеская жизнь.

В монастыре мы поклонились Боголюбской иконе Божией Матери, главной святыне обители.

Боголюбская икона Божией Матери

Экскурсовод рассказала, что этот образ был написан по приказу святого благоверного князя Андрея Боголюбского после того, как Сама Пречистая явилась ему с повелением перенести столицу во Владимир. История иконы насчитывает более восьми столетий, и сегодня, как и много веков назад, она прославлена множеством чудес и  исцелений. В монастыре есть и другие святыни –это святые мощи основательницы обители  преподобной Марфы Владимирской и частица мощей мученика Авраамия Болгарского, к которым мы тоже приложились.

Икона и частица мощей мученика Авраамия Болгарского

Отец Владимир из Владимира

Однако нельзя жить только прошлым, пусть даже самым великим… Главная цель нашей поездки краеведческая экспедиция, направленная на сбор материалов о жизнедеятельности игумена Варлаама (Передернина) и знакомство с его сыновьями. Во Владимире у нас была назначена встреча с протоиереем Владимиром Передерниным, старшим сыном отца Варлаама.

 

Протоиерей Владимир Передернин, настоятель Вознесенского храма города Владимира, родился 2 сентября 1953 года в городе Лысьва Пермской области, окончил 2 класса Московской духовной семинарии, 7 июля 1980 года рукоположен во пресвитера. Несёт епархиальное послушание по связям с ГИБДД. Удостоен церковных наград: ордена преподобного Сергия Радонежского III степени; ордена святого благоверного князя Даниила Московского; медали святого благоверного князя Даниила Московского.

Отец Владимир встретил пермских паломников во дворе Свято-Вознесенского храма, настоятелем которого он служит.

Встреча пермяков с отцом Владимиром во дворе храма Вознесения Господня

После приветствий  и общего фото на память мы прошли в храм, где нам рассказали  историю храма. 

Историческая справка: 

Вознесенский храм Владимира  занимает часть древнейшей территории города Владимира- на- Клязьме. Впервые в летописных источниках он упоминается в 1187 году: «приходи епископ Черниговский Пафнутий к Всеволоду Юрьевичу Володимерю мира прося у него, абы умирити его с рязанцы с Глебовичи и стоя в монастыри у Вознесения на самый праздник Вознесения Господня». Первоначальная история этого места была связана с иноческим деланием. Монастырь находился за городской стеной и предположительно возник во времена правления святого благоверного князя Андрея Боголюбского в середине XII века.В XIII веке монастырь пострадал от нашествия монголов во времена хана Батыя. После разорения иноческая обитель была восстановлена. В 1863 г. с южной стороны храма открыли еще один придел в честь Благовещения Божией Матери.По обычаю возле храма располагалось старое кладбище, являвшееся местом упокоения многих жителей города и Владимирского края. В годы Великой Отечественной войны здесь находился один из 17 отделов владимирского концлагеря для немецких военнопленных N 190.  С 1949 году здание храма было передано под нужды обувной фабрики. В 1960 году здание Вознесенской церкви, согласно постановлению Совета министров РСФСР, было взято под государственную охрану как памятник республиканского значения. В 1990 году храм вновь был передан Русской православной Церкви. 24 мая 1990 года, в день празднования престольного праздника Вознесения Господня, храм освятил архиепископ Владимирский и Суздальский Валентин. Здесь впервые, спустя 56 лет после запустения, вновь была отслужена Божественная литургия. Сейчас храм является приходским, в нем работает детская воскресная школа.

Экскурсия по храму

В храме  мы  приложились в святыням, поставили свечи и помолились.

Тут же  началась наша беседа с отцом Владимиром, в которой он поделился c нами воспоминаниями о  своем отце игумене Варлааме и о своем детстве.

Разговор-воспоминание, начатый в стенах храма, продолжился за общей трапезой в воскресной школе.

Отец Владимир и его прихожане очень тепло и радушно встретили нас, угостили пирогами с чаем и разными сладостями. За интересным разговором время пролетело незаметно, пора расставаться. Много интересного и поучительного мы узнали о семье игумена Варлаама.

По словам  отца Владимира игумен Варлаам был строг в воспитании своих детей. Батюшка вспомнил один случай. У них в доме был комод, в одном из ящиков которого хранился сушенный горох. И вот дети  повадились брать горох без разрешения родителей, и есть его как лакомство. Однажды, средний брат отца Владимира — Алексей, по неосторожности  с грохотом рассыпал весь горох. Отец Варлаам, увидев это, велел все собрать. А после поставил Лешу охранять ящик с горохом. Так же были и другие воспоминания. За несколько часов отец Владимир стал для пермских паломников очень родным и близким человеком. В конце встречи Пермяки пригласили Владимирцов в гости в Пермь.

Ребята из воскресной школы Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря с протоиереем Владимиром Передерниным

3 день экспедиции – 6 ноября. Дорогами русской истории: Владимир – Переславль-Залеский – Сергиев Посад

Наутро наш путь лежит дальше, в город Переславль-Залесский, к месту служения младшего сына игумена Варлаама – протоиерею Александру Передернину.

Историческая справка:

Переславль-Залесский небольшой город-музей в ста сорока километрах от столицы России, в Ярославской области, прямо на берегу Плещеева озера. Основал город Великий князь Юрий Долгорукий в 1152 году, как укреплённый пункт на границе Ростово-Суздальского княжества. Переславская земля имеет богатую и славную традицию. С ней связана судьба многих великих русских святых: святого благоверного князя Бориса, святого благоверного князя Андрея Боголюбского, святого благоверного великого князя Александра Невского, святого преподобного Сергия, игумена Радонежского, святителей Московских Петра и Алексия, святого благоверного великого князя Димитрия Донского. Переславль прославлен подвигом святости угодников Божиих, сюда веками шли паломники, чтобы поклониться святым мощам преподобного Никиты Столпника, Переславского чудотворца, преподобного Даниила, Переславского чудотворца, святого благоверного князя Андрея Смоленского, преподобного Корнилия Молчальника. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский с 1910-1917 годы заведовал Переславской земской больницей. На Плещеевом озере в конце XVII века молодой царь Петр начал постройку «потешной флотилии». Для создания этой миниатюрной эскадры были собраны мастеровые со всей страны. И хотя эта флотилия поначалу выступала, как одно из развлечений царя, она, безусловно, сыграла немалую роль в дальнейшем развитии русского флота. С 1688 по 1692 гг. на воду спущено более 100 судов, среди которых было несколько больших фрегатов. Переславль один из городов  «Золотого кольца России», и по праву считается его жемчужиной.

Протоиерей Александр, младший сын игумена Варлаама

Отец Александр встретил наш автобус при въезде в город.

 

Протоиерея Александра Передернина поздравили с днем тезоименитства и 50-летним юбилеем22

Митрофорный протоиерей Александр Передернин — настоятель Покровской церкви в городе Переславле, благочинный Переславского благочиннического округа, секретарь епархиального управления Переславской епархии Русской Православной Церкви. Младший сын иигумена Варлаама (Передернина).

Встреча пермских паломников с протоиереем Александром Передерниным

Главная святыня Переславля – Никитский мужской монастырь, именно туда отправились пермские паломники в сопровождении священника, Александра Передернина.

Историческая справка:

Монастырь во имя великомученика Никиты является самым древним в Переславском крае. По преданию, он был заложен ранее, чем сам Переславль, на месте языческого капища во время распространения на Руси Православной веры.

Монастырь основан в 1010 году святым благоверным  князем- страстотерпцем Борисом (сыном святого равноапостольного великого князя Владимира, Крестителя  Руси), во имя своего любимого святого великомученника Никиты Готфского, который жил в IV веке.

Во второй половине ХII столетия эту обитель прославил своими молитвенными подвигами раскаявшийся грешник Никита столпник, здесь же принявший мученическую смерть.

Мощные белые стены ограждают эту святую обитель, а красавец-собор, увенчанный пятью великолепными главами, олицетворяет славу Божию и красоту Его Небесного Царства.

Старинные Святые ворота, через которые лежит путь в монастырь, украшены росписью. На всех вошедших сверху смотрят архангелы. На левой стене изображены события из жизни святого великомученика Никиты, в честь которого названа эта древняя обитель.  Напротив, на правой стене изображена история Никиты Столпника, одного из особо почитаемых переславских святых.

События из жизни святого великомученика Никиты, изображенные внутри святых ворот монастыря

События из жизни святого преподобного  Никиты Столпника, изображенные внутри святых ворот монастыря

Историческая справка:

Святой преподобный Никита Столпник. Существует предание, что Никита жил во время строительства города и, будучи мытарем, усиленно собирал подати с переславцев. Отличался жестоким характером и причинял много зла, взымал непомерно большие сборы, нажив себе тем самым значительное состояние. Однажды, когда жена его готовила пищу, Никита увидел в котле части человеческих тел и головы измученных им людей. «Велием страхом одержим был», бросился искать он спасения в Никитский монастырь. Три дня простоял он у ворот обители и каялся в своих грехах, после чего его нашли в болоте облепленным комарами и окровавленным – раскаявшийся грешник изнурял свое тело, чтобы исцелить душу. Принятый в монастырь, надел он тяжелые вериги и каменную шапку, заключив себя в земляную келью-столп, где молился и читал Евангелие и жития святых. Совершая свой молитвенный подвиг, провел святой Никита в Никитском монастыре более 30 лет и исцелил многих, приходивших к нему людей. В 1186 году святой Никита погиб из-за своих железных вериг – убийцы приняли их за серебряные.

В монастыре паломники посетили Благовещенский храм и приложились к святым мощам и веригам преподобного Никиты Столпника.

Благовещенский храм монастыря

В Благовещенском храме

В Благовещенском храме

Рака с мощами святого преподобного Никиты Столпника

Вериги святого Никиты Столпника

После состоялась небольшая экскурсия по  монастырю. Экскурсовод рассказала нам  историю создания Никитского монастыря и  житие преподобного Никиты Столпника.

Экскурсия по монастырю

Экскурсия по монастырю

В глубине монастыря находится часовня над  столпом, где молился  преподобный Переславский Столпник.

Часовня над  столпом, где молился  преподобный Никита

Мы по очереди спустились в  эту келью-столп, и отец Олег каждого помазал маслом от мощей святого.  

Место, где молился преподобный Никита

Место, где молился преподобный Никита

Сегодня место его подвижничества   представляет собой небольшое полуподвальное помещение. И по прошествии более восьми веков многим спустившимся в эту келью невольно представляется, как взывал в черноте земли святой Никита ко Христу, замаливая свои грехи и ища единения со Спасителем.

Никитский собор монастыря

Никитский собор монастыря

Далее паломники посетили недавно восстановленный монастырский собор  во имя великомученика Никиты и полюбовались его новым убранством.

 В Никитском соборе монастыря

В Никитском соборе монастыря

В Никитском соборе монастыря

В Никитском соборе монастыря

В Никитском соборе монастыря

В Никитском соборе монастыря

Нам было очень жаль покидать этот веками намоленный монастырь, который хранит  молитвы первых насельников обители, современников святых князей Владимира и его сына Бориса и их завещание нам, своим далеким потомкам,  хранить веру православную.

Общее фото в Никитском монастыре

После посещения Никитского монастыря мы направились в гости к протоиерею Александру Передернину, в храм Покрова Пресвятой Богородицы, настоятелем которого он служит.

Историческая справка:

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы  в Переславле-Залесском была возведена в 1789 году на месте  деревянного храма «Святой Христовы мученицы Пятницы».  Спустя некоторое время, к ней была пристроена трехъярусная колокольня, увенчанная шпилем. Храм Покрова Пресвятой Богородицы едва ли не единственный во всем Переславле сохранил свою первоначальную планировку и внутреннюю обстановку, поскольку в советское время не был закрыт, в нем продолжали проходить Богослужения. В храме  сохранился  деревянный иконостас 19 века.

Примечательно, что в 1963 году несколько месяцев в Покровском храме был настоятелем архимандрит Таврион (Батозский), который до этого служил в Перми: с 1927 по 1929 годы и с 1957 по1958 годы.

Этот день, оставив все свои заботы, отец Александр полностью  провел с нами.

Покровский храм встретил пермских паломников пасхальным колокольным перезвоном. Батюшка Александр  рассказал нам про свой храм, про святыни и иконы храма,  про священников, служивших в нем.

Рядом с храмом есть могилка. В ней захоронен митрофорный протоиерей Иоанн Беляков, который с 1968 по 2003 годы бессменно служил в этом храме. Протоиерей Иоанн Андреевич Беляков, почетный гражданин Переславля-Залесского.

В течение 35 лет он один крестил, исповедовал и причащал, венчал и отпевал жителей Переславля-Залесского.

В трапезной пермяков ждал праздничный обед, во время которого мы познакомились с матушкой Марией, женой отца Александра. Во время обеда отец Александр делился с нами своими воспоминаниями о своем отце – игумене Варлааме, о своем детстве и юности.

Как младший сын, он не помнит строгости своего отца. Напротив, в его воспоминаниях отец Варлаам добр и кроток.

Батюшка рассказал, как будучи еще совсем маленьким, он  вместе со своим отцом  жил в Верхне-Чусовских городках. Отец Варлаам в то время был пономарем  во Всехсвятском храме. Настоятелем храма был протоиерей Николай Рогозин. Службы в храме начинались очень рано и маленький Саша, вместе со своим папой   к 5 часам  шли в храм. Отец Николай, предвидя будущее, говорил мальчику: «Ты пока можешь с папой рано не вставать, вот придет твое время, станешь священником, вот тогда и будешь рано вставать, а пока  спи». Одним из воспоминаний отца  Александра  было время, когда отец Варлаам возглавил Белогорский Свято-Николаевский монастырь. Несколько раз  отец Александр приезжал в то время  на Белую гору. Трудна  была жизнь в монастыре. Отец Варлаам многое делал своими руками. Быт Белогорской обители был прост. Спал батюшка в одежде, потому что холодно, кушал что Господь послал. Но отец Варлаам не унывал, с радостью встречал всех, кто приходил на Белую гору наставлял , духовно окормлял и молился за каждого.  

Беседа получилась замечательная, ребята и взрослые задавали отцу Александру много вопросов, на которые получали интереснейшие  ответы.

Отец Александр Передерни и его супруга матушка Мария

Время летит незаметно, пришло время расставания. За несколько часов отец Александр стал для нас так же родным и близким.

Священник Александр Передернин и пермские паломники

Прощание 

Прощание

Вечером третьего дня путешествия мы отправились в конечную точку нашей экспедиции, в город Сергиев Посад.

Историческая справка:

Сергиев Посад —  старинный город Святой Руси. Его история уходит корнями в далекий XIV век. Он известен не только жителям России, но и многим иностранным туристам. Сергиев Посад входит в Золотое кольцо России. Свое название Сергиев Посад получил в 1782 году по указанию императрицы Екатерины II в честь основателя поселения: иеромонаха Сергия Радонежского. С 1930 по 1991 город именовался как Загорск в честь революционера В. М. Загорского, после городу вернули его историческое название. Главнейшей достопримечательностью Сергиева Посада является мужской монастырь Свято-Троицкая Сергиева Лавра.

В Сергиевом Посаде похоронен игумен Варлаам. У Троице-Сергиевой Лавры нас встретила монахиня Параскева, одна из дочерей  игумена Варлаама. Матушка Параскева проводила нас к месту упокоения  игумена Варлаама на старое кладбище Сергиевого Посада.

На могилке игумена Варлаама. Монахиня Параскева, дочь игумена Варлаама

На могиле Пермского игумена, первого настоятеля восстанавливающегося Уральского Афона отца  Варлаама, протоиерем Олегом Ширинкиным была отслужена панихида и   возложены цветы.

Панихида 

Место упокоения игумена Варлаама Передернина

Монахиня Параскева

Уже несколько дней  все наши мысли были устремлены к достижению цели – поклониться месту упокоения игумена Варлаама. Находясь на его могилке, у многих присутствующих  из сердца  лилась благодарность не через слова, а молча, через молитву.    Вот здесь похоронен  наш отец Варлаам, святой человек, который своим примером сподвиг многих  пермяков на большое дело —  восстановление Уральского Афона на Пермской земле. Было ощущение такой благодати, у многих из глаз текли слёзы радости, очищая и облегчая душу. Спаси Господи, что Ты дал нам эту возможность. Сегодня, мы вместе с детьми игумена  почтили его память.

4 день экспедиции – 7 ноября. Свято-Троицкая Сергиева Лавра – Душа Православной России. В гостях у преподобного Сергия.

Утро  началось с братского молебна у раки преподобного Сергия Радонежского в Троицком соборе монастыря. Внутри  собора царит  полумрак, треск свечей, молитва монахов. В этот момент все суетные мысли улетучиваются. Мы стоим с замиранием сердца и ждем момента, когда сможем прикоснуться к святыне с молитвой и раскаянием.

Рака с мощами преподобного Сергия, игумена Радонежского

После молебна, нам пермским паломникам, удалось приложиться к открытым святым мощам преподобного Сергия. На ранней Божественной Литургии мы все стояли с чувством радости и благоговения, которые переполняли всех нас. Ведь  мы смогли прикоснуться к святому Сергию,  поблагодарить его, испросить у него мудрости, здоровья, покровительства и заступничества.

После Божественной Литургии, нас ждала интереснейшая экскурсия.

Познакомиться с Лаврой, с ее достопримечательностями и святынями нам помог священник Сергий Астафьев, который с душой и особой любовью рассказал нам об этом святом месте.

Историческая справка:

Год основания Троице-Сергиева монастыря — 1345. Его основателем стал преподобный Сергий Радонежский. Вскоре слава о нем и о его монастыре распространилась по всей Руси. В 1380 году произошло важное событие в истории святой обители – именно здесь, в монастыре, войска Дмитрия Донского получили благословение  на Куликовскую Битву и победили в ней. В 1408 году татары дотла сожгли монастырь, однако через 3 года святыню удалось отстроить заново. С тех пор начался спокойный период в истории Сергиева Посада: вокруг монастыря шаг за шагом складывался город. В 1422 году в Сергиевом-Посаде возвели Троицкий собор, ставший первым каменным храмом. Здесь же  был погребен Сергий Радонежский. В 1744 году монастырю присвоили статус Лавры, с этого времени она является резиденцией Патриархов Всея Руси. В 1814 году в городе открылась Духовная академия, в 1920 году – музей на территории монастыря. Троице-Сергиева Лавра — архитектурный памятник культуры, который включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО и представляет собой музей под открытым небом. В братию монастыря входят примерно 200 монахов.

Перед входом в Лавру на площади установлен памятник преподобному Сергию Радонежскому — основателю монастыря.

Памятник преподобному Сергию Радонежскому

Вся территория монастыря обнесена каменной стеной с 11-ю боевыми башнями, возведенными в XVI веке  с оборонительной и защитной целью. Стены, дошедшие до нашего времени, имеют высоту от 7 до 15 метров и ширину от 3,5 до 10 метров. Внутри таких стен можно свободно передвигаться по всему периметру, а на самом верху устанавливать сотни пушек.

Каменная стена монастыря

Парадным входом в Троицкую Лавру всегда были Святые ворота, над которыми возвышается Красная башня.

Святые ворота Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Через эти ворота въезжали все знатные и важные особы Руси, сегодня же они открыты для всех туристов Сергиева Посада.

Сразу за Святыми воротами находится  Предтеченский храм (или Надвратная церковь).

Надвратная Предтеченская церковь

Успенский собор — самый большой собор на территории Троицкой Лавры. Его звездные купола видны издалека. В этом соборе хранится деревянный гроб, в котором лежал сам преподобный Сергий Радонежский в земле с 1392 по 1422 года. В соборе почивают святые мощи святителя Иннокентия, митрополита Московского.

Успенский собор

Успенский собор

Трапезный храм был построен к  300-летию со дня кончины Сергия Радонежского. Снаружи Трапезный храм выглядит очень нарядно. Его внешние колонны украшены виноградными лозами.

Трапезный храм

Колонны Трапезного храма

Перед Трапезным храмом находится маленькая Михеевская церковь. Церковь названа так  в честь ученика Сергия Радонежского — Михея Радонежского, который был свидетелем явления Божией Матери преподобному Сергию.

Михеевская церковь

Митрополичьи (Патриаршие) покои  являются резиденцией настоятеля монастыря, Патриарха Московского и всея Руси, во время его пребывания в Лавре.

Митрополичьи (Патриаршие) покои

Троицкий собор  и прилегающая к нему Никоновская церковь.

Троицкий собор  самый первый каменный храм на территории  монастыря, в нем почивают святые  мощи преподобного Сергия, игумена Радонежского. Собор возводился как память преподобному Сергию. К Троицкому собору пристроена Никоновская церковь в честь ученика и преемника Сергия Радонежского — Никона, участвовавшего в восстановлении монастыря после нашествия хана Едигея.

Духовская церковь. В церкви находится рака с мощами  святого преподобного Максима Грека.

Церковь в честь Святого Духа

Целебный источник был случайно открыт в 17 веке во время ремонта паперти Успенского собора. Позже над ним была надстроена часовня.

Часовня над Целебным источником

Рядом с Целебным источником установлена Сень над чашей с крестом (навес, шатер). Такое сооружение не только красиво, оно, соединено трубой с источником и служит для освящения воды. Вода вытекает с двух сторон из боковой перекладины креста.

Сень над чашей с крестом

Пятиярусная Колокольня  обители является не только самой высокой постройкой в Троице-Сергиевой Лавре, но и самой высокой колокольней в России. Её высота составляет 88 метров.

Колокольня

Когда-то на звоннице размещалось 42 колокола, включая 64-тонный Царь-колокол, сброшенный и разбитый вместе с другими 25 колоколами в революционное время. В 2003 году для Лавры был отлит новый Царь-колокол весом 72 тонны.

Рядом с Колокольней скромно стоит четырехгранный Обелиск за заслуги Сергиевой Лавры перед Отечеством.

Обелиск за заслуги Сергиевой Лавры перед Отечеством

Экскурсия по Лавре

Экскурсия по Лавре

Экскурсия по Лавре

Экскурсия по Лавре

После экскурсии мы  посетили Никоновскую церковь и приложились к мощам преподобного Никона, второго игумена Лавры.

Никоновский храм

Так же   мы побывали в Серапионовой палате, в ней хранятся  святыни обители:  часть Ризы Господней, часть Ризы Богородицы, часть камня от Гроба Господня, часть древа от Креста Господня, а так же частицы мощей первомученика Стефана, апостола Андрея Первозванного, Николая Чудотворца, Целителя Пантелеимона, Спиридона Тримифунтского и многих других святых.

Серапионова палата

В монастыре мы посетили могилки недавно почивших старцев Архимандрита Кирилла и Архимандрита Наума.

Пришло время возвращаться домой. Но уехать и не почтить память преподобных Кирилла и Марии – родителей преподобного Сергия, пермские паломники не могли.  Сам преподобный Сергий завещал еще при своей  жизни идущим к нему: «Прежде меня зайдите на место упокоения моих родителей». Поэтому из Троице-Сергиевой Лавры мы отправились в древний Покровский Хотьковский женский монастырь, где покоятся мощи родителей преподобного Сергия, преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии.

В монастыре мы приложились к мощам, попросили святых помолиться за всех нас, за наших родителей, за наши семьи, за наших учителей, написали записки. Закончилось наше путешествие, пора возвращаться домой.

5 день экспедиции – 8 ноября. Дорога домой

Следующие ночь и день, пермские паломники, возвращаясь в Пермь, провели в автобусе. Сколько воспоминаний, размышлений…

Состоялись наши встречи с детьми игумена Варлаама: с протоиереем Владимиром, протоиереем Александром, матушкой Параскевой. Это были незабываемые встречи, как для нас пермяков, так и для них. Нас встречали с теплотой и заботой, и каждый из них стал дорог нам. Мы много узнали об игумене Варлааме.

А еще мы посетили города и святые места Древней Святой Руси. И вот что мы поняли: Святая Русь – это не история, не то, что было. Святая Русь живет и сейчас, сегодня, она ощутима и имеет Божье благословение. И мы сегодня видим эту Святую Русь, и дай Бог, чтобы она была едина. Это не только наши чувства и желание, это Божья благодать, дарующая нам святость и нравственную любовь к Родине и друг к другу. Сколько  святых заступников есть у России и  у каждого из нас, сколько молитвенников за нас грешных.

Господи молитвами святых Твоих, помилуй нас!

Смотреть фотоотчет в ВКонтакт

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *