Воспитанники воскресных школ изучили свои родословные и подготовили работы для конкурса «Из рода в род».
По благословению Высокопреосвященнейшего Мефодия митрополита Пермского и Кунгурского в игре по духовному краеведению «Пермь Великая Православная» прошел конкурс «Из рода в род». Конкурс посвящен изучению родословной и православных традиций в семье. Конкурс и игра проводятся отделом церковно-приходских школ Пермской епархии.
— Цель конкурса в том, чтобы наши воспитанники занялись изучением родословной, православных традиций в истории рода, жизни предков. Это помогает укрепить семью, связи между поколениями, воспитать уважительное и трепетное отношение к духовным устоям, святыням, почтение к предкам, любовь к малой родине, — рассказала заместитель руководителя отдела ЦПШ Рябова Людмила Анатольевна.
Участниками конкурса могли стать учащиеся церковно-приходских школ Пермской митрополии, Пермской православной гимназии, общеобразовательных школ. Изучив свою родословную, участники подготовили разнообразные материалы: от стихотворения, макета семейного герба и генеалогического древа до фотопрезентаций и исследовательских проектов.
Работа Витика Глеба, ученика 2 класса, (школа при храме Святых Царственных Страстотерпцев), называется: «Изучая предков, узнаем самих себя». Глеб провел настоящее исследование, вот что он пишет: «Многие спрашивают: зачем нужно изучать свой род? Род – это то, что ребенок получает при рождении. Он наследник своего рода и в то же время его продолжение. Иными словами, когда человек вносит себя в родословную, он начинает понимать, что на нем история семьи не заканчивается….И человек начинает относиться к своей жизни серьезно: как он живет, что передаст он в будущее…
Начал я с того, что заинтересовался, насколько глубоко мои ровесники знают историю своего рода? С этой целью я создал анкету, в которой предлагал ученикам своей школы ответить на один вопрос: «Знаете ли вы своих предков?». В опросе приняли участие 108 человек из разных классов, от 2 до 11. Более половины опрошенных ответило: «Знаю до прабабушек-прадедушек». Еще 17% ответили, что знают и того меньше.
Конечно, до прабабушек – это очень мало. Ведь не зря народная мудрость утверждает, что без корня и полынь не растет!» После опроса Глеб решил изучить жизнь нескольких поколений в истории своей семьи. Он провел исследование одной ветви семейного древа, в котором изучил происхождение фамилии, жизнь пра-пра-прадедушки и следующих поколений. В будущем Глеб надеется продолжить исследование.
С выступлением Глеба можно познакомиться в презентации «ИСТОРИЯ МОЕЙ СЕМЬИ«
Для всех участников конкурса было важно собрать сведения о жизни предков, узнать, какими они были людьми.
Елизавета Гоголева (Спасо-Преображенский женский монастырь г. Усолье) назвала свою работу так же, как сам конкурс, «Из рода в род», и пишет, например, о своих родных: «Пелагея и Лукьян были обычными, верующими крестьянами, и во всём полагались на Бога. Старались в вере воспитывать дочерей: Екатерину, Пашу и Евдокию. Тетя моей прабабушки родилась в Новгородской области в 1912 году, крепка была в ней вера в Бога, она соблюдала все посты, всегда читала Евангелие, очень любила ходить на службы. Екатерина была крёстной моей прабабушки Марии и старалась научить её молитве и во всём полагаться на Бога и пресвятую Богородицу. Мама из своих детских воспоминаний рассказывает, как на каникулы ее привозили к бабушке Маше на всё лето. Она всегда старалась на православные праздники причастить своих внуков. Меня крестили в 4 месяца, в храме св. мчц. Татьяны гор. Березники. С 4 лет хожу в воскресную школу при этом храме, это подворье Усольского женского Спасо-Преображенского монастыря. Дома соблюдаются посты и без молитвы дела не делаются . Мы с мамой любим бывать на Богослужении. Готовимся, стараемся и ходим на Причастие. По крупицам и мамиными стараниями был составлен наш семейный помянник.Теперь в нашей семье поминаются родственники до 6 колена. Слава Богу за всё!»
С выступлением Гоголевой Елизаветы можно познакомиться в презентации «Из рода в род»
Удивительная история жизни человека в истории края и страны представлена в работе Чупиной Анастасии (школа при храме св. вмчц. Екатерины, г. Краснокамск) «Прабабушка, схимонахиня Агния». История начинается так «19 ноября 2015 г. исполнилось 105 лет со дня рождения схимонахини Агнии (в миру Августа Петровна Бояршинова). Она родилась в 1910 г. в селе Лунево Оханского района. Ее жизнь прошла в безбожное атеистическое время, когда Церковь была гонима, верующих притесняли и религию называли «опиумом для народа». В Перми и ее окрестностях было тогда только три действующих храма: Свято-Троицкий кафедральный собор, храм Всех Святых и церковь во имя святителя Николая Чудотворца в Нижней Курье. Августа Петровна была прихожанкой Свято-Никольского храма, несла там послушание. Родила десятерых детей. Воспитывала их в вере, всегда молилась за них, возила их в храмы села Кольцово. Посещала многие храмы и монастыри за пределами Пермской области. Ездила в Свято-Успенскую Почаевскую Лавру, более десяти раз была в Пюхтинском женском монастыре, молилась в Киево-Печерской и Троице-Сергиевой Лаврах, Псково-Печерском монастыре, в храмах Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, Риги, Владимира. Всегда ездила с молитвой за весь православный народ, одевала за плечи рюкзачок, брала с собой вареную картошку «в мундире» и хлебушек. В апреле 1970 г., на Пасхальной седмице, возвращаясь из Почаева через Москву и услышав в поезде весть о том, что скончался Святейший Патриарх Алексий I, она решила попрощаться с Первосвятителем – и присутствовала на его отпевании в Елоховском соборе, а затем поехала на погребение в Загорск в Троице-Сергиеву Лавру…На ее долю пришлось строительство новой каменной церкви в Нижней Курье. Много раз она была в Верхотурье у святого Симеона Верхотурского, и любила посещать в Грузии женский монастырь во имя святой равноапостольной Нины. Здесь в 1984 г. она приняла монашеский постриг с именем Августа, а в 1987 г. сподобилась пострижения в великий ангельский образ – великую схиму с именем Агния».
С выступлением Анастасии Чупиной можно познакомиться в видео-презентации «Прабабушка, схимонахиня Агния»
Яков Дементьев (школа при храме св. вмчц. Екатерины, г. Краснокамск) описал историю своей семьи поэтично, так что только начало рассказа увлекает читателя в семейную летопись: «Дедушка с бабушкой живут в маленькой деревне Пикша.
Там жилых домов осталось всего девять. Остальные дома заброшенные, они как призраки стоят и грустят о своих уехавших домочадцах. Вокруг деревни тишина, покой. Зимой много – много снега, а весной Пикша утопает в белоснежном букете цветущих черёмух.
Дом у бабушки с дедушкой большой, двухэтажный. У них пятеро детей, семь внуков, но все разъехались, и остались они вдвоём. Когда в доме собираются все дети и внуки – бывает очень весело. Перед сном любит нам бабушка читать сказки, рассказывать всякие интересные истории…»
Анастасия Суханова (Спасо-Преображенский женский монастырь, г. Усолье) в своей работе «За Веру, Царя и Отечество…» вспоминает прадедушку, священника, который подвергался за веру преследованиям от советской власти, и пишет: «Слава Богу, что мы пока живем во время свободного исповедания нашей православной веры. Мы помним нашего прадеда, который совсем недавно, около 80 лет назад, несмотря на тяжкие испытания, пошел до конца».
С выступлением Сухановой Анастасии можно познакомиться в презентации » За Веру, Царя и Отечество»
Младшая участница конкурса шестилетняя Серафима Бабушкина сделала с родными макет семейного древа в виде березки.
Ефимов Данил, 10 лет, (школа при Свято-Троицком храме, п. Нижние Муллы) тоже сделал семейное древо,
и написал сочинение о прадедушке, который в 1943 году добровольно ушел на фронт, участвовал в освобождении городов Украины, Венгрии.
Для некоторых участников изучение родословной обернулось неожиданным открытие. Полина Калюжная, (школа при Пермском Успенском женском монастыре) пишет: «Спросив своих родителей и бабушку о том, есть ли в нашем семейном древе люди, тесно связанные с православием и Церковью, я получила шокирующий меня ответ, что брат моей прабабушки, мой двоюродный прадедушка, являлся Архиепископом Омским и Тюменским и был пострижен с именем в честь равноапостольного Мефодия». Полина продолжила семейный поиск и подготовила жизнеописание прадедушки, оформив его в виде фотопрезентации. В конце своего исследования Полина написала: «Изучая семейный архив, я вглядывалась в лицо моего прадедушки и меня переполняла радость…Этот проникновенный взгляд с фотографий излучает такое тепло, доброту, что хочется обнять этого великого человека. …Молитвами прадедушки я уверовала, пришла в храм, полюбила Господа нашего всей душой и сердцем».
В работе «Сей род, ищущих Господа» Бойченко Серафима и ее мама (школа при храме св. мч. и чуд. Иоанна Воина, п. Голованово) обратились к тексту Псалтири, и сделали глубокие осмысленные выводы, что особенно поощрялось в условиях конкурса.
Серафима пишет «На литургии поются такие слова «В память вечную будет праведник». И это действительно так. Многих людей после смерти быстро забывают, но хороших – никогда. Это ярко мы видим на примере святых. Я думаю, что и мой род славен такими боголюбивыми людьми. Вот прошло уже несколько веков, а мы до сих пор храним память о прапрапрадедушке священнике Владимире и его матушке Анне, которые жили в 19 веке в Пермской губернии».
Вспоминая родственников, Серафима рассказывает о семейном укладе: «От счастливого брака родилось ни много, ни мало, 10 детей… В огромной патриархальной семье родителей называли на вы, детей не ласкали, воспитывали в строгости и благочестии. Но дети чувствовали любовь, тепло и защищенность семьи, где в красном углу была родовая икона Благовещения Божией Матери. Послушание старшим было законом, а старшие заботились о младших.
Прабабушка работала всю жизнь до смерти. Вставала всегда очень рано. Она была целомудренна, всегда в платочке, в длинной юбке и блузке с длинными рукавами. Вся жизнь прабабушки – скорби и лишения, труд и молитва. «Многи скорби праведным и от всех их избавит я Господь». Прабабушка пронесла веру до конца жизни, не убоявшись безбожного государства.
В моей семье существует традиция – отмечать 4 ноября, день празднования Казанской иконы Божией Матери, день свадьбы моих родителей, день памяти моих бабушек Галины и Марии.
Я думаю, что по молитвам наших предков и мы стали верующими людьми. И не только Бог даровал нам веру, но и восстановил священство в семье. Я считаю, что мы обязаны хранить память о наших предках, подражать их добродетелям, уважать и любить их», — такими словами закончила свою работу Серафима, и нарисовала герб семьи.
Щедрова Нина (школа при храме в честь иконы Божией Матери «Знамение», с. Городище) рассказала о своей прабабушке, которая и «во времена безбожия и богоборчества неизменно оставалась прихожанкой родного храма, без страха перед советской властью оставалась верна Христовой Истине, в вере растила своих дочерей», и о второй прабабушке и прадедушке.
«Пребывая всю свою жизнь с Богом, Илья Евдокимович и Марфа Прокопьевна вырастили в благочестии семерых детей, все они стали прихожанами разных храмов города Кунгура. В конце жизни у Ильи Евдокимовича была одна только просьба, чтобы похоронили его возле родного Всесвятского храма, в котором он благоговейно нес клиросное послушание столько лет. Он говорил: «Чтобы слышал, как поют Литургию…» Услышал Господь молитвы своего верного раба. Отпевали Илью Евдокимовича в храме Всех Святых при большом стечении народа священник Борис Бартов в сослужении диакона Арсения Понтелеимонова. Покоится тело раба Божьего Ильи Евдокимовича с супругой за алтарем Всесвятского храма города Кунгура».
Владислав Пельц (храм в честь Преображения Господня, г. Соликамск) вместе с бабушкой Ольгой Ивановной Монаевой составили презентацию родословной, которая начинается с 17 века — «История моего рода в истории моей Родины».
Владислав приводит много интересных подробностей из жизни предков: «Монаев Иван Филиппович (1800 – 1865 г.г.) был Действительным Статским Советником, предки принадлежали дворянскому роду Брискорнов, в дом моих предков А.С. Пушкин ввел Наталью Николаевну через восемь месяцев после венчания, мой прапрапрадед Монаев Сергей Иванович, русский офицер, сражался в Болгарии с турками, а Монаев Иван Филиппович был священником, брат моего прапрадедушки Монаев Илья Филиппович 19 февраля 1937 года был расстрелян как участник кадетско — монархической организации, в 1956 году – реабилитирован. Моя прапрабабушка Монаева Наталья Ефремовна в 38 лет после ареста мужа осталась с 14 детьми. Брат моей прабабушки Монаев Алексей Иванович закончил войну в Берлине. Моя прабабушка Монаева Наталья Ивановна в годы Великой Отечественной Войны работала на военном заводе по 16 – 18 часов. Ходила на работу пешком 5 километров».
Владислав пишет: «В жизни моих родных и близких как в зеркале отражается история моей Родины; судьбы людей и история связаны неразрывной нитью; знание истории своего рода помогло мне лучше узнать и понять исторические события и судьбы предков. Много нового и интересного узнал я о своих предках, когда мы готовили этот материал, я почувствовал невидимую нить, которая называется связью поколений. В будущем расскажу о своих предках моим детям, что бы они не выросли «Иванами, не помнящими своего родства». Я верю, не прервётся нить, связывающая поколения нашей семьи. И в наших детях и внуках будет жить любовь к родителям, к своему родному краю, к великой России».
С выступрением Влада можно познакомиться в презентации История рода в истории Родины
Зямилова Анастасия (школа при храме св. ап. Иоанна Богослова г. Добрянка) в работе «История моей семьи» описала традиции семьи: «отмечать православные и семейные праздники всей семьей. Ходить на богослужения в храм, участвовать в Таинстве Евхаристии. Вместе с дедушкой ходим кататься на лыжах в лес, он у нас настоящий лыжник. Я обязательно сохраню традиции нашей семьи в своей семье».
Лядова Олеся из школы при храме св. мч. и чуд. Иоанна Воина в Голованово написала стихотворение «Дедушка». Представим его фрагмент:
У меня дедушка был,
Лучший дед на свете,
Бабу Зою он любил,
Любили его дети.
Ездил дедушка на танке,
Родину он защищал…
Рассказывали мне про деда,
Расспрашивала я про войну,
Помним всей семьей мы деда,
Благодарим и кланяемся ему…
Фотопрезентация оказалась самой популярной формой для оформления истории семьи. В них дети с родителями по фотографиям и семейным историям вспомнили прадедушек и прабабушек, их жизненный подвиг — кто-то защищал Родину, кто-то восстанавливал города, кто-то воспитывал детей дома и в школе. Дети пишут о семейных святынях, например, об иконе, которую бережно хранят в семье вот уже 300 лет, о прадедах, служивших во время Отечественной войны. Презентации подготовили Стародубцев Егор (храм св. апостола Иоанна Богослова, г. Добрянка),
Волкова Екатерина и Сухоплюева Анна (школа при храме сщмч. Андроника, г. Пермь), Демина Яна (школа при Успенском женском монастыре),
Калмыкова Мария (школа при Спасо-Преображенском женском монастыре, г. Усолье),
Калмыкова Мария презентация «Сохранение родственной и молитвенной связи с предками»
Орлов Савелий (школа при храме св.ап. Иоанна Богослова, г. Добрянка),
Мазанова Тамара (школа при храме Всех Святых, г. Пермь),
Мазанова Тамара презентация из рода в род семья Мазановых
Кашина Вероника (школа при Иоанно-Богословском монастыре, г. Чердынь).
Крутикова Маргарита (школа при храме св. вел.кн. Владимира) оформила семейный фотоальбом, посвященный прадедушке.
Крутикова Маргарита Фотоальбом «Мы наследники Великой Победы»
Владислав Кудин (школа при храме свт. Стефана Великопермского, Сылва) написал письмо двоюродному дедушке, защитнику Отечества.
Механошина Анастасия (школа при храме св. мч. и чуд. Иоанна Воина, п. Голованово) с родными подготовила на конкурс «Герб семьи».
«Любовь папы и мамы изобразили в виде соединенных рук и большого сердца, в их сердцах всегда живет любовь к детям. Это символизируют наши маленькие сердечки (мое и сестренки) внутри большого сердца родителей. Мы живем в России, любим свою Родину, поэтому фон герба – российский флаг. Древо: это наши предки и потомки, каждый листочек – мои родные, которые еще родятся. Голубь – все то, к чему стремится наша семья (символ Крещения, Духа Святого, символ мира, чистоты, любви). Все в семье крещеные, высшая степень награды – крест, который мы несем. Всей душой мы стремимся любить и славить Бога. Храни Господь всех моих родных и близких! А также тех людей, кто будет читать мое сочинение».
Многие дети оформили макет семейного древа, среди них Спесивцева Арина (школа при храме святых Царственных Страстотерпцев), воспитанники школы при Успенском женском монастыре, которые занимаются в кружке «Духовное краеведение».
— Всего в конкурсе приняли участие 25 детей с родными и педагогами, которые им помогали. Большинство работ были глубокие по содержанию, дети хорошо владели материалом, доклады были грамотно выстроены. И организаторы игры не ставили цель – выделить лучшие работы, потому что каждая работа сама по себе ценность. Отдел церковно-приходских школ благодарит всех участников, которые прислали материалы. Надеемся, что они продолжат изучать родословную и писать семейную летопись, — сказала заместитель руководителя отдела ЦПШ Рябова Людмила Анатольевна.
29 марта в семейном образовательном центре «Марьюшка» при храме святого апостола Андрея Первозванного состоялось награждение участников конкурса сертификатами и памятными призами – книгами о православной семье и жизни святых.
Репортаж на телеканале «Союз»
В Пермской митрополии состоялось состязание чтецов, а также подведение итогов конкурса «Из рода в род».